Российский рынок розничной торговли оценивается экспертами как весьма перспективный, и это предопределяет интерес к нему со стороны западных игроков. В Россию идут компании с отлаженными многолетней деятельностью и автоматизированными бизнес-процессами, и в период послекризисного восстановления их активность будет только расти. Ситуация для российских игроков, привыкших работать в условиях высокой маржи, приближается к критической. Однако, как отмечают в отечественных торговых компаниях, среди российских покупателей наблюдается довольно высокий патриотизм: при прочих равных условиях потребитель выберет «свою» торговую сеть. Именно поэтому даже в условиях экспансии мировых торговых гигантов российские игроки имеют весьма неплохие перспективы. Однако им надо быть хотя бы не намного хуже зарубежных конкурентов.

Чем, помимо патриотизма покупателей, могут конкурировать торговые сети? Как известно, руководство Wal-Mart выделяет три столпа успешности своего бизнеса: закупки, логистика и ИТ. То, что этот лидер мирового рынка, достойный всяческого подражания, видит одно из своих преимуществ в ИТ, оказывает мощное воздействие на развитие торгового сегмента ИТ-рынка.

Однако к выбору ИТ-решений компаниям приходится подходить весьма тщательно. «Специфика ИТ заключается в том, что об ошибочности инвестиций компании узнают далеко не сразу, а последствия им приходится расхлебывать долгие годы», — заявил Теймур Штернлиб, директор по ИТ торговой сети X5 Retail Group, на конференции "SAP Форум 2010".

Какие же меры предпринимают российские торговые компании для повышении своей конкурентоспособности? Например, X5, известная своим агрессивным поведением на рынке, в том числе и в области поглощений, залогом к повышению эффективности считает унификацию ИТ-систем. Именно необходимость унификации стала главной причиной принятия решения о внедрении SAP for Retail.

Показательной является ситуация, сложившаяся в X5 в области кадрового учета. Конгломерат из 12 разработок на базе «1С» порождал огромные проблемы, связанные с их поддержкой. Отдельной головной болью стала система вознаграждений персонала, рассчитываемая на местах и совершенно непрозрачная для центрального офиса. Модуль SAP HCM позволил стандартизировать кадровые бизнес-процессы, попутно автоматизировав не только кадровый учет и расчет зарплаты, но и организационный менеджмент, а также расчет рабочего времени.

Сеть «Эльдорадо» относится к категории дискаунтеров – компаний, делающих акцент на ценовой привлекательности продуктов. Как подчеркивает Артем Натрусов, ИТ-директор компании «Эльдорадо», для этого требуется целый комплекс усилий по оптимизации затрат, в том числе, обусловленных ИТ. Для компании решения SAP признаны корпоративным стандартом, и в рамках этой стратегии с вендором было заключено корпоративное соглашение, что позволяет несколько удешевить проводимые проекты и дальнейшую стоимость владения системой.

Однако более важной частью экономии стали проводимые инфраструктурные инициативы. Целью первой из них стало желание сдержать рост базы данных SAP, составлявший до 1 Тбайт в квартал и ведущий к существенным затратам на системы хранения. Для реализации проекта было выбрано решение SAP Archiving компании OpenText. Другое стратегическое решение получило внутреннее обозначение SAP Hosting, и был заключен договор об управляемом хостинге приложений SAP.

«Большинство российских компаний до сих пор желает иметь инфраструктуру во внутреннем управлении, однако зачастую ее целесообразно отдавать внешним поставщикам услуг», — заявил Натрусов. Как минимум речь может идти об аренде мест в коммерческих ЦОД, как максимум – об аренде самих вычислительных мощностей и полном отказе от владения ими.

Помимо морального удовлетворения от факта нахождения в русле мировых тенденций, компания получает предсказуемый уровень сервиса, адекватную безопасность, прогнозируемость расходов и высвобождение внутренних ресурсов. Разумеется, есть и негативные последствия: снижение скорости реакции при возникновении проблем, повышенные требования к планированию развития информационных систем.

В России крайне мало поставщиков, способных предложить услуги такого рода с высочайшим качеством, поэтому заказчикам зачастую приходится обращаться к зарубежным партнерам. В рамках соглашения, заключенного с компанией Itelligence, в «Эльдорадо» получили размещение решений SAP в ЦОД Bautzen (Германия), а также некоторые услуги по администрированию и мониторингу.

Всех ритейлеров объединяет наличие большого количества торговых точек, при этом для компаний критически важно владеть всей информацией по объектам аренды и договорам. «Необходимо поддерживать хорошие отношения с арендодателями, а ненадлежащее исполнение договоров ведет к обратному», — говорит Василий Пищулин, руководитель направления SAP SCM компании «М.Видео». Например, многие договоры содержат нестандартные пункты, за соблюдением которых тем не менее нужно следить.

«М.Видео» имеет 185 магазинов в 73 городах России, и расходы на аренду являются для компании второй по значимости статьей затрат. В 2009 году она выплатила по договорам аренды несколько миллиардов рублей. Ключевыми задачами, реализованными в рамках проекта управления арендными отношениями, стало создание единого реестра объектов недвижимости, реализация учета договоров и контроля исполнения финансовых обязательств. Как признаются в «М.Видео», существенной экономии данный проект не принес, но зато он является важным для дальнейшей географической экспансии компании.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями