В нынешнем году операторы поисковых систем в большинстве своем изменили саму парадигму предоставляемых ими сервисов. Раньше они заявляли, что сами не являются производителями информации для пользователей, а лишь перенаправляют пользователей на необходимые им сайты. Однако в последнее время поисковые системы начали выдавать пользователям дополнительную справочную информацию от собственного имени. Скажем, по запросу "Погода в Москве" практически все поисковики выдают не только ссылки на сайты с прогнозом погоды, но и собственный прогноз. В итоге посетителю уже не требуется просматривать результаты поиска - он получил то, что искал, без перехода на сторонний сайт. Именно на разработку подобных дополнительных сервисов, сокращающих для пользователя путь к информации, и направлены основные силы разработчиков поисковых машин.

Например, поисковая система Mail.ru прямо ориентирована на выдачу различных справок: по фильмам и книгам, по различным продуктам, продаваемым в Internet, и по другим специальным видам поиска. Причем в некоторых случаях пользователю не нужно даже отправлять поисковый запрос - достаточно его просто набрать, и ссылки на нужные сайты появляются уже в подсказке к поисковому запросу. Например, если пользователь ищет сайт конкретной компании, то в большинстве случаев ссылка на него появится в выпадающем списке во время набора запроса.

В Google придумали несколько специальных видов поиска, которые были вынесены на боковую панель. Например, раздел "Колесо обозрения" позволяет графически представить близкие по тематике поисковые термины и уточнить первоначальный запрос. Для этой же цели можно использовать другой раздел - "Похожие запросы". Он дает пользователям возможность увидеть наиболее популярные запросы, похожие на первоначальный. Впрочем, в некоторых случаях такую информацию Google выдает в конце страницы. Еще одним нововведением поисковика является так называемая "Шкала времени" -- в ней найденная информация классифицируется по тем датам, которые упоминаются в документе. Это также позволяет посетителям искать документы, описывающие конкретные события.

Поисковые системы стараются выдать посетителям максимально полную информацию в ссылке на сайт - так называемом сниппете (англ. snippet — фрагмент, отрывок). К примеру, в Google для описания сайта иногда используют информацию из поля description тега meta. Правда, поисковая система оставляет за собой право показать в сниппете фрагмент текста, релевантный запросу. Аналогичные механизмы влияния на сниппет собирается внедрять и "Яндекс".

Разработчики Google и "Яндекс" сформировали разделы для Web-мастеров, где владельцам сайтов дается возможность изучить информацию, полученную об их сайте поисковой машиной. На них, в частности, можно найти инструкции для оптимизации поиска по сайту. К тому же в ноябре компания "Яндекс" модифицировала свой алгоритм ранжирования выдачи. Новый алгоритм получил кодовое наименование "Снежинск". По заверениям "Яндекса", он учитывает тысячи параметров страницы и для вычисления релевантности использует матричную структуру. Введение в строй этого алгоритма изменило позиции различных сайтов в выдаче "Яндекса".

Понятно, что все нововведения поисковых систем должны учитывать в своей работе оптимизаторы. Раньше им было достаточно один раз настроить сайт своего клиента и довольно долго получать поток посетителей с поиска. Сейчас же оптимизатор должен разбираться не только в том, как правильно оформить текст сайта клиента, но и в тонкостях настроек самих поисковых систем.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями