Алексей Катрич: ИТ-службам пришлось в спешном порядке привыкать работать в условиях резко сократившихся бюджетов: по данным IDC, затраты на ИТ снизились в 2009 году почти вдвое. Тем не менее, как отметили участники 17-го Российского CIO-форума "Время других проектов", снижения спроса на информационные технологии в большинстве компаний не произошло, просто он стал принципиально иным. Организаторы форума – журнал "Директор информационной службы" и агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con – посвятили его опыту компаний, которые в это непростое время сумели реализовать проекты, принесшие ощутимый эффект, выраженный в общем сокращении издержек и в получении конкурентных преимуществ. В рамках конференции были рассмотрены вопросы как корпоративного, так и ИТ-управления в новых условиях, а также проблемы аутсорсинга и оптимизации ИТ-инфраструктуры.

Несмотря на снижение бизнес-активности, работы для ИТ-подразделений в кризис стало больше, и во многом это связано именно с проходящими в компаниях изменениями. Во-первых, кризис стимулирует компании к наведению порядка в своих бизнес-процессах. Во время спада деловой активности появилось время и возможность сделать это. Во-вторых, компании приспособились к сложившейся ситуации и пытаются обратить ее в свою пользу. Многие из них предпринимают попытки к переделу рынка. Сейчас для компаний наступило "время равных возможностей", когда относительно небольшое усилие, предпринятое ими в верном направлении, может привести к существенному изменению положения на рынке.

Константин Садовский: Несмотря на относительную стабилизацию, 2009 год стал для некоторых из них "годом без ИТ-бюджета": деньги выделялись лишь на самое необходимое, а от всех планов по развитию пришлось отказаться. Тем не менее качеством ИТ-услуг компании в большинстве случаев жертвовать не готовы.

Однако при всем стремлении компаний к снижению издержек, взрывного роста рынка аутсорсинга, вопреки прогнозам аналитиков, не последовало. Причины, тормозящие его развитие в России, можно разделить на макро- и микроэкономические. К первым относится невысокая конкуренция и, как следствие, отсутствие реальных стимулов к оптимизации расходов, недостаточно развитый рынок аутсорсинга услуг, а также отсутствие стандартов и нечеткая правовая база. Среди микроэкономических можно выделить незрелость процессов управления ИТ, непонимание роли аутсорсинга и недоверие к поставщикам.

"Если внутри компании не выстроены бизнес-процессы, использование аутсорсинга может принести больше вреда, нежели пользы", - полагает Сергей Потапов, ИТ-директор группы ПИК.

Согласно результатам многих опросов, ИТ-директора отмечают недостаточный уровень понимания технологий со стороны бизнес-руководства компаний. Это может вести как к недооценке роли технологий, так и к неоправданным ожиданиям. По словам Алексея Катрича, ИТ-директора банка "Траст", обеспечение бизнес-руководителей необходимыми сведениями о технологиях, как правило, является непосредственной задачей ИТ-директора, которому и без того приходится выполнять массу смежных функций. Современный ИТ-директор, по версии Катрича, частично выполняет функции кадровой службы, операционного директора, директора по безопасности и финансиста. Таким образом, на вопросы управления ИТ у него остается не более 20% рабочего времени.

Необходима простота

Сергей Кирюшин, выступавший в роли независимого эксперта, отметил, что в текущей ситуации принимать решения по модернизации инфраструктуры можно, либо убедившись, что аналогичные решения работают в других компаниях, либо тогда, когда есть уверенность в ярко выраженном позитивном эффекте. В любом случае ответственность при этом полностью лежит на ИТ-директоре. Бизнесу не интересны инфраструктурные проблемы, и разделить с ним ответственность, как в случае внедрения бизнес-приложений, не получится.

Пример экономически эффективного инфраструктурного проекта привел Игорь Коваль, исполнительный директор "БТА Банка", в котором внедрили технологии виртуализации. В результате перехода на виртуальную инфраструктуру и серверы-лезвия совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой удалось снизить в четыре раза. На данный момент около 90% всей серверной инфраструктуры банка виртуализовано (создано 250 виртуальных серверов). С помощью виртуализации был достигнут высокий уровень загрузки оборудования, возможности которого прежде использовались лишь на 10-15%.

В компании "РЕСО-Гарантия" в поисках экономии пошли другим путем, приняв стратегию развития ИТ, предусматривающую использование продуктов с открытым кодом. Компания осуществила ряд проектов по переводу большей части корпоративных ИТ-систем на бесплатные продукты, включая операционную систему, офисные пакеты, корпоративную почту, системы защиты от вирусов и управления сайтом. В крупной, территориально распределенной компании экономия на лицензиях оправдала себя. При этом качеством создаваемых систем жертвовать не пришлось: в настоящее время многие ппрограммные родукты категории Open Source являются вполне зрелыми.

Что же касается бизнес-приложений, то их содержание стало для многих тяжелым бременем. В частности, это относится к ERP-системам, на поддержку которых в "мирное" время можно было бросить целое ИТ-подразделение. Отдельная проблема заключается в том, что целые модули старых информационно-аналитических систем в новых условиях оказались бесполезными. "Сейчас руководством компаний востребованы простейшие учетные системы, позволяющие добиться минимальной прозрачности, CRM-системы, позволяющие взять под контроль продажи, а также средства примитивного моделирования", - уверен Константин Садовский, директор по ИТ компании "Офисстрой".

Согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие годы расходы компаний на ИТ не увеличатся. ИТ-службам предстоит планировать свою деятельность исходя из того, что серьезных подвижек к лучшему не будет. Приобретенные знания и навыки выживания в условиях кризиса придется применять и далее. От того, насколько успешными окажутся действия ИТ-директоров в условиях жесткой экономии, во многом зависит успех их компаний на рынке.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями