По словам Сергея Орлова, в начале нынешнего года многие ожидали, что кризис подтолкнет предприятия к оптимизации бизнес-моделей и переводу составляющих ИТ на аутсорсинг, однако эти ожидания большей частью не оправдались Если два-три года назад в этом сегменте отечественного ИТ-рынка наблюдался дефицит доступных ресурсов, а еще в прошлом году его объем, по оценкам J’son & Partners, возрос в полтора раза, то сегодня рыночная конъюнктура характеризуется балансом спроса и предложения, а заказчики стремятся оптимизировать затраты на развитие собственных ИТ-ресурсов и аренду сервисов коммерческих ЦОД. Сложившуюся ситуацию обсуждали участники "круглого стола", проведенного 10 ноября редакцией "Журнала сетевых решений/LAN" совместно с агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con.

Согласно данным компании "Современные телекоммуникации", которые привел ведущий редактор "Журнала сетевых решений/LAN" Сергей Орлов, в столичном регионе в текущем году 18% площадей коммерческих ЦОД остаются незанятыми. Предложение существенно опережает спрос, хотя интерес к площадкам повышенной надежности по-прежнему высок.

Орлов отметил также, что на фоне спада почти во всех секторах российского ИТ-рынка многие аналитики рассматривают аутсорсинг - в том числе аутсорсинг услуг ЦОД - в качестве возможного инструмента оптимизации расходов на ИТ. Однако прогнозы перевода на аутсорсинг различных компонентов ИТ-инфраструктуры остаются завышенными.

По мнению Дениса Калинина, генерального директора IBS DataFort, вопрос создания корпоративных ЦОД сегодня практически не обсуждается.

"Строить сейчас собственный ЦОД – убийственное предприятие. Если еще два года назад многие наши заказчики были готовы покупать ИТ-оборудование и лицензии на программные системы, повышая таким образом свою капитализацию, то сегодня их гораздо больше волнует наличие денег. Смещение акцентов должно стимулировать спрос на наши услуги, - считает он. - В то же время предоставление сервисов повышенной сложности, включая, например, хостинг ERP на платформе SAP, остается исключением из общего правила, а клиенты все еще в значительной степени заинтересованы в аренде площадей и стоек. Правда, в связи с кризисом удается уговаривать их приобретать и другие услуги, чего раньше не получалось".

В группе компаний "Астерос", обладающей, по словам Алексея Карпинского, директора департамента поддержки продаж, значительным опытом создания корпоративных ЦОД, полагают, что аутсорсинг услуг и приложений становится экономически выгоден, если удается создать прозрачную модель их предоставления и завоевать доверие потенциальных клиентов.

"Мы - новый игрок в области коммерческих ЦОД. Этот перспективный рынок, охватывающий аутсорсинг инфраструктуры, включая системные и сетевые решения, управление данными, платформенное ПО, а также аутсорсинг приложений, в отличие от сегмента collocation, в нашей стране только формируется", - подчеркнул он.

Оптимизм Карпинского опирается на анализ рынка, свидетельствующий о значительном интересе к аутсорсингу инфраструктуры со стороны многих организаций, включая ведущих интеграторов, а также на "парочку реализованных проектов". По его словам, "сдвинулся с мертвой точки" и аутсорсинг финансово-учетных приложений и CRM.

В IBS DataFort и "Астеросе" рассчитывают главным образом на крупных заказчиков, обладающих миллионными ИТ-бюджетами и штатом в тысячи человек.

Иной подход демонстрирует компания Radius Group, где ориентируются на средний бизнес. В Radius наиболее перспективными для предоставления сервисов считают технологии виртуализации, а Дмитрий Мариничев, президент компании, даже называет Radius производителем виртуальных компьютеров, поддерживающих приложения, нужные пользователям.

Заказчикам предлагается арендовать виртуальную серверную инфраструктуру и виртуальные ПК. Это позволяет, обращаясь к услугам внешнего ЦОД и применяя лишь тонкие клиенты, полностью отказаться от затрат на собственное серверное оборудование.

"Наши клиенты ничем не рискуют. Они в любой момент могут 'забрать' свои виртуальные компьютеры и перенести их на собственные физические машины", - утверждает Мариничев.

Виртуальные компьютеры могут оснащаться программными сервисами, включая открытое офисное ПО, средства электронного документооборота, оперативного управления бизнесом, управления инцидентами. Предусмотрена также возможность перевода в виртуальную инфраструктуру собственных приложений заказчиков.

Бизнес "на виртуализации", развернутый с августа, пока обслуживает только трех заказчиков. Однако из трех сотен компаний, проинформированных в течение месяца о предоставляемых услугах, четверть сразу же начали тестирование виртуальных контейнеров.

"Виртуализация – мощный драйвер развития ЦОД. Нужно научиться им пользоваться, чтобы предоставлять услуги клиентам", - поддержал концепцию Radius Карпинский.

Весьма важную роль играют развернутые соглашения о качестве обслуживания, которые не только способны управлять параметрами и стоимостью услуг, но и помогают развитию отношений с клиентами, полагает Юрий Самойлов, генеральный директор компании "ДатаЛайн". Такие соглашения позволяют дифференцировать услуги по различным параметрам, снижают риск конфликтных ситуаций и упрощают переход к предоставлению услуг более высокого уровня.

"Главная модель продаж новых сервисов – укрепление доверия заказчиков", - считает Самойлов.

Многие выступавшие подчеркивали преобладание базовых сервисов в реальном бизнесе отечественных коммерческих ЦОД, отмечая незначительный объем данного сегмента рынка.

В то же время вполне очевидна общая заинтересованность владельцев коммерческих ЦОД не только в расширении клиентской базы, но и в повышении уровня предоставляемых услуг, увеличивающих доход от использования каждой стойки. Однако, как отметил Карпинский, цены на такие услуги еще высоки. Он видит также проблему и в отсутствии в регионах квалифицированных кадров, способных поддерживать инженерные и ИТ-системы ЦОД.

Тем не менее развертывание ЦОД продолжается. Так, компания IBS DataFort планирует ввести в действие в следующем году новую площадку в Дубне, а Radius - в Зеленограде.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями