Эдуард Долгалев: Именно на него, по мнению участников конференции, следует сегодня обратить внимание бизнесу, который не всегда понимает язык ИТ, что чревато неправильной оценкой эффекта, возможных убытков или рисков от внедрения той или иной инновации. Отчасти поэтому интерес к конференции в разные годы проявляют ведущие ИТ-производители, озабоченные, на фоне расширяющегося предложения различных систем управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), растущей сложностью интеграции ИТ и бизнеса.

Как отметил Павел Иванов, директор агентства OSP-Con, открывая четвертую конференцию "Управление бизнес-процессами на предприятии: тенденции, архитектуры и прикладные системы", проводимую OSP-Con совместно с журналом "Открытые системы", у нишевых игроков обычно более совершенная архитектура продуктов, однако именно решения крупных производителей применяют сегодня более половины компаний, внедряющих у себя BPM. Например, SAP совсем недавно вышла на рынок BPM, однако по результатам опросов именно продукты этой компании, а также решения от IBM и TIBCO установлены более чем у половины пользователей. Компания IBM тоже до сих пор не афишировала свое присутствие на рынке BMP, хотя и является его старожилом, в том числе благодаря приобретениям FileNet и ILOG. Однако, по мнению Иванова, ни у кого из поставщиков нет полного комплекса решений, необходимых пользователям. Вместе с тем нынешняя экономическая ситуация подталкивает рынок BPM к консолидации: если раньше предприятие по делу или просто из интереса могло одновременно вести несколько разных BPM-проектов, то теперь их число сократилось до одного-двух. Нетрудно догадаться, что в большинстве случаев речь идет о продуктах крупных игроков, предлагающих широкий спектр ИТ-решений.

Как выглядит BPM-решение от IBM, рассказал Эдуард Долгалев, руководитель направления ПО IBM WebSphere, IBM Россия и страны СНГ, считающий, что инструменты данного класса должны быть сродни автомобилю — "сел и поехал, независимо от мастерства водителя". Но с появлением дополнительных бизнес-целей и задач, то есть когда нужно не просто ехать, а, например, достигнуть пункта назначения за минимальное время, возникает необходимость в тюнинге, консалтинге или обучении водителя.

По словам Долгалева, IBM в октябре не только выпустила очередную версию набора WebSphere BPM, но и предложила рынку свой подход к создании экосистемы BPM, составной частью которой является портал BPM BlueWorks, предоставляющий бизнес-пользователям информацию о методиках и технологиях BPM в свете идей облачных вычислений и с увязкой со стратегическим инструментарием. Опираясь на опыт участников портала со всего мира, приняв во внимание лучшие решений, выявив информативные показатели эффективности и начав с готовых шаблонов (позволяющих, по утверждению Долгалева, на 30% сократить время развертывания BPM-решения) для разных отраслей, бизнес-аналитик, может построить на портале бизнес-модель своего предприятия, обсудить ее с представителями смежных отраслей и сформировать собственную архитектуру управления процессами. С помощью Business Modeler и Business Compass -- инструментов разработки, тестирования и интеграции сложных бизнес-процессов, а также преобразования пожеланий владельцев и акционеров предприятия в работающие бизнес-модели представитель бизнеса может построить мостик к ИТ. Возможности детализации и динамического изменения бизнес-процессов, а также комплект готовых адаптеров для интеграции с уже работающими на предприятии ИТ-решениями отличают подход IBM к BPM. Сегодня у компании почти 5 тыс. клиентов во всем мире и в том числе ряд проектов в России.

Участников конференции волновал вопрос о возможности предоставления BPM-решений в виде сервисов, а также о потенциале продуктов категории Open Source на этом рынке. Как отметил Андрей Сооляттэ, директор компании Финэксперт.ру, для успеха бизнеса часто важно не богатство функциональности продукта, а сценарий его использования. Действительно, при оптимальной стратегии и высокой квалификации персонала даже топором можно творить архитектурные чудеса. Это мнение поддержал и Иванов, отметивший, что продукты BPM сегодня предоставляются по модели SaaS и есть поставщики, предлагающие свои продукты условно-бесплатно. Однако если не навести порядок в бизнес-процессах, то сами по себе инструменты эффекта не принесут. В общем случае внедрение BPM эффективно для компаний, которые находятся на уровне зрелости не ниже третьего по модели CMM (всего пять уровней — на первом, незрелом, бизнес-процессы зависят только от конкретных исполнителей, а решения обычно принимаются спонтанно), а пока большинство отечественных предприятий находятся на уровне не выше второго.

Примечательно, что даже в период экономического спада финансирование BPM-проектов в компаниях по всему миру, по наблюдениям аналитиков Gartner, не прекратилось, а низкие темпы внедрения таких решений и экономия на ИТ в отечественных компаниях, по-мнению участников конференции, объясняется низким уровнем зрелости предприятий. Другой вывод, прозвучавший на конференции, -- выход на рынок BPM-решений серьезных ИТ-игроков свидетельствует о его взрослении, завершении периода предварительного знакомства с технологией, анализа первого опыта и начале этапа широкого проникновения идей BPM в массы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями