Исследование показало, что наиболее привлекательными поисковыми системами в России являются "Яндекс" (64% опрошенных) и Google (63%); около 60% респондентов отмечают улучшение качества поиска в последний год.

Пользователи хотели бы видеть поиск по архивам радио и телевидения, фильтрацию лишних ссылок, аналитические ответы на поисковые запросы, распознавание устной речи, развлечения и возможность формулировать описательные запросы. В Google уже разработали распознавание устной речи, однако пока оно доступно только на английском языке. Тем не менее этой технологией можно пользоваться и в России, например с помощью iPhone.

Создатели сервиса Google Flu Trends готовы предсказывать эпидемии

Для более точных результатов работы с описательными запросами Google развивает специальные типы поиска, которые появляются при использовании в запросе определенных ключевых слов. Скажем, при введении сочетания "курс доллара" первой строкой в выводе будет текущий курс указанной валюты с сайта Центробанка, а на запрос "погода в Москве" будет показан прогноз погоды с сайта gismeteo.ru. С помощью таких специальных запросов пользователи могут узнать текущее время в любом городе, ближайший сеанс того или иного фильма, результаты игры спортивной команды, определения неизвестных терминов, адреса ближайших ресторанов, магазинов и музеев. Google можно использовать и как калькулятор - для этого вместо поискового запроса нужно ввести математическое выражение.

С целью выдачи наиболее точных аналитических ответов поисковая машина будет пытаться максимально уточнить запрос, предлагая дополнительные расширения. К примеру, если пользователь допустит орфографическую ошибку, забудет переключить раскладки клавиатуры или наберет запрос латиницей, Google предложит более правильный вариант запроса. При этом в момент набора запроса поисковая машина выдает подсказку - наиболее популярные продолжения уже набранной части слова. Кроме того, в результатах выдачи помещается информация для уточнения, то есть поисковая система предложит пользователю дополнительные словосочетания. Появилась недавно и возможность использовать визуальное представление взаимосвязей между запросами. Все эти технологии помогают быстро составить такой поисковый запрос, который максимально точно соответствовал бы намерениям пользователя.

Компания совершенствует механизмы анализа накопленной информации о поисковых запросах. Одним из таких инструментов является сервис Google Trends, который позволяет сравнить истории нескольких поисковых запросов. Недавно Google реализовала в этом сервисе систему прогнозирования запросов, которая базируется на всей собранной компанией предыстории запросов.

Еще одним проектом, также основанным на анализе предыстории поисковых запросов, является проект Google Flu Trends. С его помощью появилась возможность проанализировать распространение вируса гриппа. Идея сервиса базируется на предположении, что пользователи во время болезни, пытаясь помочь себе сами, посылают в поисковую систему запросы, тем или иным образом связанные с болезнью. Такие запросы поисковая система может выделить и, привязав их к конкретной территории, определить степень заражения вирусом в той или иной местности. Если же сравнить информацию с аналогичными результатами по прошлому году, то можно достаточно точно предсказать эпидемию гриппа. В частности для России пик заболевания гриппом, предсказанный с помощью этой технологии, должен прийтись на февраль - март 2010 года. При этом скорость сбора статистики по заболеванию с помощью Google куда выше, чем традиционных методов подготовки отчетов, то есть исследователи могут оперативно и практически бесплатно получить нужную для анализа информацию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями