А это в свою очередь позволило бы уменьшить объемы сжигаемого топлива и замедлить процесс глобального потепления.

Участники конференции отмечали, что им удалось преодолеть ряд трудностей на пути к созданию космического лифта, но до окончательного решения всех вопросов еще далеко.

Предполагается, что для обеспечения маневренности космический лифт будет крепиться к кораблю

По сути, космический лифт будет представлять собой длинный трос, изготовленный из наноматериалов и протянувшийся на расстояние 22 тыс. миль (35,4 тыс. км) от Земли до противовеса, находящегося на геостационарной орбите. Специальные механизмы, выполняющие роль кабин лифта, начнут перемещаться по этому тросу вверх и вниз, доставляя по назначению людей и грузы.

Поначалу подобная идея находила отражение лишь в популярных научно-фантастических романах, но после открытия в 1991 году углеродных нанотрубок фантастическая концепция постепенно стала обретать черты реальности. Ученые смогли наконец представить себе достаточно длинный и прочный трос, который можно было бы использовать для построения космического лифта.

Космический лифт обещает сделать путешествие в космос гораздо более дешевым, чем сейчас. "Стоимость запуска космического челнока на низкую околоземную орбиту составляет порядка 64 тыс. долл. в пересчете на килограмм, -- сообщил президент компании Odysseus Technologies Брайан Лаубшер. -- Слишком высокая цена ракет на химическом топливе, являющихся носителями современных космических челноков, препятствует дальнейшему исследованию Солнечной системы".

Ожидается, что стоимость подъема килограмма груза на более высокую геостационарную орбиту при помощи космического лифта составит около 3 тыс. долл.

Эксперты согласны с тем, что поиск недорогих способов транспортировки во многом обусловлен стремлением вывести на орбиту спутники, которые перерабатывали бы солнечную энергию. "Именно перспективы строительства солнечных электростанций заставляют нас задуматься о необходимости поднятия тяжелых грузов на геостационарную орбиту", -- подтвердил основатель компании L5 Society Кит Хенсон.

Эту точку зрения разделяет и Лаубшер, полагающий, что продажа космической солнечной энергии станет вторым крупным источником извлечения доходов из космических технологий вслед за уже существующим телекоммуникационным рынком.

Понятно, что на пути к созданию лифта исследователям придется преодолеть целый ряд серьезных препятствий.

Одним из таких препятствий является увеличение объемов космического мусора. "Уже сегодня в космосе перемещается огромное количество самых разных тел, -- пояснил Иван Беки, бывший сотрудник NASA, основавший впоследствии собственную компанию Bekey Designs. -- Рано или поздно какой-нибудь из спутников или летающих обломков столкнется с лифтом и разрушит его".

На конференции уже высказывались идеи, позволяющие избежать этого. "На Земле трос лифта необходимо привязать к кораблю, который мог бы отводить его в сторону в случае приближения крупных объектов, -- предложил основатель фонда Spaceward Foundation Бен Шелеф. -- Кроме того, этот трос должен быть плоским и очень тонким, напоминая скорее не канат, а пленку для упаковки продуктов. Небольшие объекты будут пробивать в пленке отверстия, не обрывая ее полностью".

Впрочем, предложенное решение пока не дает ответа на поднимавшийся Беки еще в прошлом году вопрос о колебаниях, которые возникнут в тросе в процессе движения корабля. "Об этом мы пока не думали", -- признался Лаубшер, обратившись к участникам конференции с призывом изучить этот вопрос и найти приемлемый выход.

Другие специалисты предлагают свои варианты конструкции. По мнению Хенсона, менее дорогим и более эффективным решением станет использование шкивов и блоков. Шелеф опасается, что в момент остановки механизма подвижные тросы запутаются. "Если вы создаете систему, которая в процессе своего функционирования должна находиться в постоянном движении, то в случае ее остановки произойдет соприкосновение тросов, которое потребует вмешательства человека. Не стоит рассчитывать на то, что ситуации, требующей от операторов остановки тросов, никогда не возникнет".

Сегодня уже можно констатировать, что некоторые ожидания исследователей не оправдались. К примеру, углеродные нанотрубки оказались не такими прочными, как предполагалось изначально. Конструкцию энергетических систем, отвечающих за перемещение кабин лифта, также придется усложнять. Впрочем, ни одна из возникших трудностей не является непреодолимой. Все это означает лишь, что после того, как лифт будет запущен, поездка на нем займет, возможно, не один день, а несколько.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями