Тридцать лет назад компания Sony представила портативный кассетный плеер Walkman, появление которого ознаменовало собой начало революции в области бытовой электроники и позволило людям по-новому наслаждаться музыкой. (Видео ) Ранее меломанам приходилось таскать с собой большой и тяжелый кассетный проигрыватель, а с выпуском Walkman музыкальные устройства стали крепиться на ремне и размещаться в дамской сумочке или даже в кармане.

Sony TPS-L2 Walkman     Sony TPS-L2 Walkman (2)

Первая модель Walkman TPS-L2 стоила 33 тыс. йен (200 долл.), но несмотря на довольно высокую цену с энтузиазмом была встречена потребителями. В 1980 году Wall Street Journal назвал Walkman "одним из символов нового статуса", а потенциальные покупатели в США вынуждены были около месяца томиться в ожидании, поскольку производитель не успевал справляться с заказами.

Плеер обладал целым рядом инновационных для того времени особенностей. Он был оборудован двумя гнездами для наушников, независимыми регуляторами громкости для левого и правого аудиоканалов и необычной оранжевой кнопкой hotline, которая включала микрофон и позволяла слушателю общаться с окружающими, сохраняя в наушниках музыкальный фон.

Sony TPS-L2 Walkman (3    Sony TCM-100 Walkman

Дизайн и большую часть механических компонентов плеер TPS-L2 унаследовал от модели, которая была выпущена в 1978 году, но никогда не продавалась под маркой Walkman. Устройство TCM-100 представляло собой портативный кассетный диктофон, предназначенный для людей, которым требовалось записывать звук на ходу -- для представителей делового мира и журналистов. Модель TPS-L2 перенесла эту технологию на массовый рынок.

Благодаря успеху Walkman появилось целое семейство продуктов, продаваемых под одной из наиболее узнаваемых торговых марок. Однако этого могло и не случиться. Опасаясь, что слово Walkman не вполне соответствует нормам английского языка, в Sony поначалу выбрали для американского рынка марку Soundabout -- производное от слов sound ("звук") и walkabout ("пеший туризм"), а для рынка Великобритании -- марку Stowaway ("спрятавшийся пассажир"). И только год спустя марка Walkman стала использоваться в качестве глобального бренда.

В последующие несколько лет новое семейство продуктов быстро совершенствовалось.

Модель WM-2, представленная в 1981 году, имела весьма примечательный внешний вид, гораздо более современный по сравнению с TPS-L2. Кроме того, покупателям предлагалось несколько цветовых решений, призванных удовлетворить их вкусы. В 1983 году, всего лишь через четыре года после выпуска первого экземпляра Walkman, компания Sony начала поставки модели WM-20 размером с коробку из-под кассеты. А в 1984 году семейство Walkman пополнилось первым проигрывателем компакт-дисков D-50.

Sony WM-2 Walkman    Sony D-50 Walkman

На протяжении большей части 80-х и 90-х годов Sony безраздельно властвовала на рынке персональных аудиоустройств. Сотни миллионов плееров Walkman разошлись по миру. Они определяли фактический стандарт, по которому можно было судить о продуктах конкурентов. Однако с наступлением эпохи цифровой музыки ситуация стала меняться.

Первая модель Walkman NW-MS7, предназначенная для воспроизведения цифровых файлов, была представлена в Японии в декабре 2000 года, а через год она поступила в продажу и в других странах. Проигрыватель базировался на использовании флэш-карт MemoryStick, файлового формата ATRAC и системы защиты от копирования MagicGate.

Впоследствии выяснится, что это сочетание самым губительным образом отразилось на лидирующих позициях Walkman на рынке портативных аудиоустройств.

Sony WM-2 Walkman (1)     Sony WM-20 Walkman (2)

Дело в том, что цифровая музыка несла в себе не только определенные удобства для пользователей. С ее появлением исчезли барьеры, препятствовавшие выходу новых производителей на рынок. Оказалось, что компаниям, которые ранее никогда не занимались созданием цифровых аудиоплееров, не составляет особого труда объединить в одном корпусе несколько чипов, кнопок и дисплей -- все эти компоненты легко можно было заказать у тайваньских производителей -- и явить миру собственный гаджет.

Пользователи активно загружали цифровую музыку, переводили записи на компакт-дисках в формат MP3, и уже вскоре никакого недостатка в компаниях, продававших цифровые плееры, не было. А Sony по-прежнему продолжала требовать от покупателей конвертации файлов MP3 в формат ATRAC перед их переносом на Walkman.

Sony NW-MS7 WalkmanВ 2001 году на рынок портативных аудиоустройств вышла Apple. И уже вскоре iPod становится самой модной маркой в области портативной аудиотехники.

В последние годы под руководством генерального директора Говарда Стрингера Sony предпринимает отчаянные попытки вернуть семейству Walkman былую славу, и в мире отмечается рост продаж этих устройств. В прошлом финансовом году, завершившемся в марте, корпорации удалось продать 7 млн цифровых музыкальных плееров Walkman, в то время как в 2006 году было продано 4,5 млн экземпляров. Ожидается, что в текущем финансовом году в условиях общего спада мировой экономики объем продаж составит 6,3 млн единиц.

Сегодняшняя флагманская модель Sony NW-X1000 оснащена системой шумоподавления, ярким сенсорным экраном и системой мобильного телевидения. Она позволяет подключаться к Internet и просматривать видео на YouTube. Устройство поддерживает форматы ATRAC, MP3, Windows Media и Linear PCM и способно воспроизводить видеофайлы AVC, MPEG4 и WMV9.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями