Штрих-коды получили повсеместное распространение Штрих-код был отпечатан на пачке жевательной резинки Wrigley's Juicy Fruit, состоявшей из десяти пластинок.

Патент на штрих-коды зарегистрировали еще в начале 50-х годов, однако сам по себе штрих-код мало что значил. Прошло два десятка лет, и инженер-электрик Джером Шварц изобрел лазерный сканер для считывания штрих-кодов. Для продвижения своей находки он основал компанию Symbol Technologies, которая сегодня входит в состав подразделения Motorola Enterprise Mobility Solutions.

Технология развивалась, и в конце концов штрих-коды получили повсеместное распространение. По оценкам специалистов Motorola, в течение одного только дня штрих-коды типа Universal Product Code считываются порядка 10 млрд раз. Они используются приложениями, которые обслуживают 25 различных отраслей, в том числе сферу упаковки товаров, пищевую промышленность и медицину.

Штрих-коды сегодня можно встретить повсюду: они применяются, например, для идентификации детей в родильных палатах и для контроля за использованием медицинских препаратов в реанимациях. Штрих-коды пересылаются на сотовые телефоны, после чего сканер считывает их прямо с телефонного аппарата, используя в качестве пропуска на бейсбольный матч. Пройдет немного времени, и регистрация авиапассажиров на рейс начнет осуществляться при помощи карманного устройства со штрих-кодом, отображаемым на экране, а про печатные штрих-коды можно будет забыть.

Одной из наиболее любопытных областей применения штрих-кодов является нанесение на упаковки с кофе инструкций по его приготовлению. Машина считывает зашифрованную в них информацию, в которой указывается уровень давления и температура, необходимые для получения той или иной разновидности напитка. Motorola активно оснащает кофейные автоматы подобными технологиями.

Штрих-коды достигли такого уровня развития, когда двумерный код способны считывать уже не только лазерные устройства, но и камеры. В альтернативной технологии радиочастотной идентификации (Radio Field IDentification, RFID) местоположение ярлыка определяется путем регистрации радиосигнала, излучаемого чипом. В микросхемы RFID можно занести конкретную информацию о товаре, закодировав, например, в сигнале рубашку или платье, тогда как оптический шаблон UPC преобразуется в 12-символьную информацию, содержащую более общие сведения.

Причем для идентификации товара используются только 10 из 12 символов. Первые пять обозначают производителя, а вторые пять -- конкретный товар. Сама по себе эта информация фактически бесполезна, но когда с кассового аппарата, оснащенного сканером, она поступает в серверную базу данных, программа получает сведения о цене товара.

Появляются предложения внести в штрих-код дополнительные поля, помогающие отслеживать определенные товары. Специальным штрих-кодом, например, можно было бы снабдить продукты с истекающим сроком годности, продаваемые по сниженным ценам.

"Таким образом, сегодня нет никаких оснований говорить о том, что штрих-коды в ближайшем будущем выйдут из употребления", -- заметил вице-президент Motorola Enterprise Mobility Solutions Боб Сандерс.

Уже по крайней мере на протяжении десяти лет ведутся разговоры об использовании штрих-кодов в качестве гиперссылок для поиска конкретных сведений в Internet. Покупатель в магазине, скажем, мог бы считать штрих-код товара с помощью камеры своего сотового телефона и оперативно получить информацию о конкурирующих товарах.

"Некоторые организации время от времени демонстрируют подобные технологии, и день, когда они начнут применяться повсеместно, уже недалек", -- заметил Сандерс. В ряде смартфонов, например, в T-Mobile G1, даже сейчас имеются приложения, превращающие камеру телефона в устройство считывания ценников товаров.

Когда в 70-е годы штрих-коды были объединены со сканирующими устройствами, правозащитники выражали опасения по поводу вмешательства в тайну частной жизни. "С тех пор сомнения рассеялись, и сегодня люди рассматривают штрих-код как обычный производственный инструмент, -- подчеркнул Сандерс. -- Никакие секретные общества за нами не следят, и всем это видно. Штрих-коды на картах постоянных покупателей тоже поначалу вызывали смущение, но потом клиенты с удовлетворением обнаружили, что благодаря им на каждой покупке можно сэкономить 50 центов".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями