Основной темой, которая обсуждалась на конференции, стал принятый в феврале федеральный закон № 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Закон, который вступает в силу 1 января 2010 года, требует оперативно реагировать на запросы граждан, присланные в электронной форме.

Получение идентификатора ОГИЦ дает возможность завести личный кабинет на портале государственных услуг

Исполнение положений этого закона потребует от органов власти внедрения информационных систем, которые позволили бы оказывать услуги населению в электронной форме. Ответ на запрос учреждение должно подготовить не более чем за 30 дней. Информация, которая может быть предоставлена гражданину в рамках этого закона, является открытой, однако ее все равно приходится защищать, обеспечивая ее целостность и доступность.

При реализации подобных сервисов "электронного государства" встают вопросы аутентификации пользователей при доступе к базам данных, а также целостности и юридической значимости получаемой им информации. Поэтому выданные гражданину документы в электронной форме должны быть снабжены электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Кроме того, в законе говорится о необходимости изъятия из выдаваемых пользователю документов информации, связанной с любым типом тайн, предусмотренных российским законодательством. Таким образом, для реализации требований закона органам власти придется внедрять системы, обеспечивающие не противоречащий законам РФ доступ граждан к открытым частям собственных баз данных с обеспечением юридической значимости выдаваемых электронных документов.

Одним из ключевых элементов подобной системы может стать общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), запущенный недавно Росинформтехнологиями. Этот центр может принимать запросы от граждан, передавать их в информационные системы различных ведомств и выдавать юридически значимый документ. В настоящее время Росинформтехнологии приступили к распространению идентификационных смарт-карт ОГИЦ с сертификатом пользователя для изготовления цифровой подписи. Доступ к информационной системе центра и предоставляемым им электронным услугам будет выполняться с помощью этого идентификатора. ОГИЦ также предоставляет пользователю программный инструментарий для проверки подлинности ЭЦП, проставляемой под каждым прошедшим через него документом. Однако набор электронных услуг, которыми гражданин может воспользоваться в ОГИЦ, пока невелик - проблемы связаны с межведомственным обменом информацией. Возможно, вступление в силу ФЗ № 8 ускорит ввод в строй дополнительных электронных услуг: ведомствам проще взять за основу разработки Росинформтехнологий, чем в сжатые сроки создавать собственное решение.

В то же время в Москве уже создается система муниципальных центров обслуживания населения, основанных на технологии контакт-центров. Она позволяет операторам центров обрабатывать запросы граждан в том числе и в электронной форме - полученные через портал, по электронной почте и даже с помощью SMS. Первый подобный центр был запущен прошлой осенью. Он позволяет жителям столицы получить около 90 различных документов, заказав их через электронные средства связи. До конца года планируется открыть еще пять таких центров в округах Москвы, а вся программа развертывания подобных центров обслуживания, рассчитанная до 2011 года, предполагает создание 133 центров во всех округах и районах города. И хотя документы пока выдаются в бумажной форме, вся подготовка их может выполняться при помощи электронных средств, иногда даже без личного присутствия заявителя.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями