Владимир Тихомиров: Гораздо более скромные масштабы российской конференции и выставки (на конференцию ежегодно собирается около 200 человек) отражают ситуацию с электронным обучением у нас в стране, особенно в академическом сообществе. Отсутствие нормального правового поля для инициатив по организации обучения в электронной среде в последнее время отвратило от подобных попыток даже самые смелые и активные вузы. Поэтому сегодня, по словам Тихомирова, Россия занимает в рейтингах крайне низкие позиции по уровню электронного обучения и полностью выпала из процессов создания национальных и международных образовательных консорциумов, распространяющих опыт организации новых форм учебного процесса с использованием ИТ.

Однако, по мнению участников eLearnExpo, без новых образовательных архитектур на базе современных информационных и коммуникационных технологий система образования не сможет соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к ней общество и индустрия, и в посткризисной экономике ситуация будет только усугубляться. Основная проблема, считает Тихомиров, -- это невозможность актуализировать передаваемые студентам знания без применения тех или иных форм электронного обучения. По его данным, сегодня даже в лучших российских университетах уровень подготовки выпускников в области технологий отстает на два-три поколения.

Активные сторонники электронного обучения убеждены, что только методы и средства eLearning гарантируют возможность доставки самых актуальных знаний обучающимся. Некоторый оптимизм в отношении ситуации с электронным обучением в нашей стране вселяет внимание президента РФ Дмитрия Медведева к использованию Internet и ИТ в образовании. Недавно при Министерстве образования РФ была создана рабочая группа по подготовке нормативных документов в области электронного обучения, появление которых может способствовать более активному проникновению eLearning в российские учебные заведения.

Так или иначе, считает Тихомиров, в близкой или далекой перспективе ни один вуз не сможет обойтись без электронного обучения: "Можно пройти мимо eLearning, но это будет путь 'на выход'". МЭСИ, флагман российского движения eLearning, представил на конференции разработанный в сотрудничестве с ИТ-индустрией комплекс методик, технологий и образовательного контента "Электронный университет", который вузы могут использовать в качестве стартовой базы для развития собственных программ электронного обучения.

Более благополучной выглядит ситуация с использованием возможностей eLearning в бизнесе. Как свидетельствуют участники форума, в кризис востребованность корпоративного электронного обучения возрастает, поскольку оно является реальным инструментом сокращения расходов компаний на повышение квалификации персонала. Наталья Соболева, генеральный директор компании Competentum, рассказала об основных тенденциях eLearning в нынешней экономической ситуации в Европе, отметив, что в западных компаниях в 2009 году планируется увеличить расходы на электронное обучение на 18%. Устойчивый рост прогнозируется на рынке систем управления обучением, увеличивается востребованность авторских средств для создания электронных курсов. В целом европейский бизнес задумывается о создании более развитой корпоративной культуры обучения и внедрении возможностей eLearning 2.0.

Соболева подчеркнула, что последнее аналогичное исследование российского рынка проводилось еще в докризисную весну 2008 года, и поэтому его данные сейчас мало актуальны. О скромных масштабах рынка средств eLearning в российском бизнесе свидетельствуют размеры выставки eLearnExpo, которая за шесть лет своего существования практически не расширяется. Тем не менее общая тенденция роста интереса к электронному обучению в бизнесе характерна и для отечественных компаний.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями