Владимир Алешин: Бизнес-аналитика в том понимании, в котором она существовала последние несколько лет, становится обычной — а порой, и необходимой - частью бизнес-процессов организации, все реже давая ей какие-то особенные преимущества. Если еще несколько лет назад в России под бизнес-аналитикой (Business Intelligence, BI) преимущественно понимали простую отчетность и обработку запросов, то сейчас все больше внимания уделяется многофакторной прогнозной аналитике – той, которая может влиять на стратегию и поведение компании на рынке. Подтверждением возрастающей потребности в таких решениях стал интерес к форуму «Бизнес-аналитика на современном предприятии», организованному журналами «Открытые системы. СУБД», «Директор информационной службы» и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con.

В России в области BI наибольшую активность проявляют два сектора: банковский и государственный. Фокусом банковских предприятий является оптимизация розничного кредитования, что особо важно в условиях банковского кризиса. Предприятия госсектора решают принципиально иные задачи: борьба с уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег, а также мониторинг поступления платежей в бюджет.

«Появление нового поколения средств бизнес-аналитики связано с коренными изменениями в практике управления бизнесом», - считает Владимир Алешин, профессор Школы IT-менеджмента Академии народного хозяйства. В первую очередь это относится к переходу на процессное управление и введению ключевых показателей эффективности на оперативном уровне. Речь идет о децентрализации управления компанией и передаче части управленческих решений сотрудникам.

Тем не менее круг тех, кто использует бизнес-аналитику, пока еще узок. Зачастую интерфейсы систем неадекватны уровню квалификации пользователей, а стоимость владения такими системами довольно высока. Решить эти проблемы во многих компаниях до сих пор пытаются с помощью использования средств Microsoft Excel, знакомого любому офисному сотруднику.

«Excel хорош простотой, гибкостью и популярностью, однако это в первую очередь индивидуальный инструмент, не поддерживающий коллективной работы», - отметила Марина Аншина, начальник управления ИТ компании «Сибур - Русские шины». Из-за этого возникают сложности контроля работы, а также иллюзия самодостаточности сотрудника. Кроме этого, необходимо упомянуть существующие ограничения по объему обрабатываемой информации. В связи с этим, по ее мнению, Excel может быть лишь хорош как средство первоначального обучения сотрудников работе с информацией с перспективой их перевода на специализированную платформу.

Решающее достоинство бизнес-аналитики, с точки зрения бизнеса, заключается в интеграции данных. Кроме того, в силу применяемых технологий данные, на которых базируется получаемая информация, становятся более свежими и точными.

Что же дают BI-проекты пользователям в современной компании? Можно выделить четыре типа пользователей систем бизнес-аналитики. Первыми и самыми главными являются аналитики. Их мало, они имеют высокую квалификацию и ценятся на вес золота, по сути, являясь «мозгом» компании. Не менее важным пользователями являются топ-менеджеры компании. Как правило, они понимают, что бизнес-аналитика может ответить на вопрос «Как себя чувствует бизнес?», поэтому относятся к средствам бизнес-аналитики с определенным уважением. Третьим типом пользователей являются менеджеры среднего звена. Их интересует решение узкого круга задач, связанных с фронтом выполняемых работ. Наконец, существуют и рядовые сотрудники, которым бизнес-аналитика необходима для доступа к оперативной информации и формирования отчетности. В зависимости от ориентации на тот или иной круг пользователей различаются и предлагаемые решения.

Однако применяемые программные средства представляют лишь одну сторону проблемы.

«Какой бы совершенной ни была используемая математическая модель, на основе плохих данных информацию для принятия решений получить невозможно», - уверен Андрей Хромов, руководитель направления по продвижению платформы приложений Microsoft.

По его наблюдению, во многих предприятиях большая часть корпоративной информации находится не в ERP-системах и даже не в базах данных. Эти данные не структурированы и мало соответствуют требованиям поддержки ежедневной деятельности сотрудников. Традиционные BI-приложения мало приспособлены к работе с ними, и из-за этого значительная часть сотрудников остается в информационном плане «на голодном пайке».

Еще одной проблемой является непонимание бизнес-руководителями используемых технологий, из чего следует слабая постановка задач при построении математической модели. Важно выработать понимание, какую информацию они хотят использовать, а главное – зачем.

Как полагает Аншина, в идеале руководитель хочет видеть своеобразный «светофор»: на основе визуализированной информации гораздо проще принимать управленческие решения. Именно поэтому популярность набирают "приборные панели" (dashboard), представляющие информацию в визуальном виде. При этом чаще всего среди пожеланий к показателям, которые нужно отслеживать, фигурируют дебиторская задолженность компании, незавершенное производство, выполнение планов и состояние запасов.