По словам Леонида Тюкавкина, управление современной компанией невозможно без создания и поддержки комплексной экономической модели Как в России, так и в СНГ, розничная торговля – один из самых быстро развивающихся сегментов экономики. По данным Михаила Макарова, вице-президента департамента корпоративных финансов компании "ЮниКредит Атон", российский рынок розничной торговли рос в 2000-2007 годах в среднем на 24% ежегодно. В 2007 году Россия заняла четвертое место в Европе по объему товарооборота розницы. И в ближайшие четыре года тенденция роста сохранится, но его темпы замедлятся.

В то же время прогнозируется, что темпы роста реального располагаемого дохода в течение ближайших пяти-десяти лет останутся на уровне 9-13%. Причем от 70 до 80% своего дохода в настоящее время россияне тратят на потребление. Если до недавних пор экономика развивалась за счет сырьевого сектора, то в будущем возрастет роль потребительского сектора.

Макаров отметил, что в дальнейшем рынок будет развиваться, в том числе, за счет консолидации. Сейчас доля рынка, которую занимают три крупнейшие розничные сети в России, составляет всего 6%, тогда как в развитых странах Европы этот показатель колеблется от 40 до 60%. Прогнозируется увеличение этой доли в России к 2010 году до 15%.

В отрасли происходят интенсивные процессы слияния и поглощения, сети открывают магазины в новых регионах: крупные компании имеют возможность сконцентрировать финансы на наиболее приоритетных направлениях, получают лучшие условия при привлечении кредитных ресурсов, находятся в привилегированном положении при работе с оптовыми поставщиками и производителями. Расширяется ассортимент товаров, вводятся дополнительные сервисы для покупателей.

Наблюдается бурный рост современных торговых форматов – гипермаркеты, супермаркеты продолжают увеличивать свою долю на рынке. То же можно сказать про магазины шаговой доступности – более половины потребителей до сих пор ходят за покупками пешком.

Бизнес-процессы и ИТ-системы же, как правило, разрабатывались на заре возникновения торговых компаний и мало пригодны для быстро растущего бизнеса. Понятно, что в этих условиях требуются новые ИТ-решения, призванные поддержать соответствующие бизнес-процессы, которые, в свою очередь, сами часто требуют модернизации.

Девять из 12 крупнейших розничных сетей России используют решения SAP. Среди клиентов компании такие крупные розничные сети, как "Техносила", "Мир", "Рамстор", "Фуршет", "Эльдорадо" и "Копейка".

На апрельском форуме SAP, проведенном для компаний розничной торговли и дистрибуции, представители крупнейших сетей России и Украины обсуждали тенденции развития рынка розничной торговли, делились опытом внедрения систем управления торговым предприятием.

Леонид Тюкавкин, вице-президент компании "Техносила", отметил, что управление компанией сегодня невозможно без создания и поддержки комплексной экономической модели, отслеживающей изменения всех показателей, что, в свою очередь, невозможно без внедрения ERP-системы. Необходимо создать экономическую модель, использующую в качестве входных данных текущие и прогнозируемые изменения, чтобы получать на выходе ожидаемые ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator, KPI) операционного бизнеса и ожидаемые финансовые показатели, которые позволят оценивать различные варианты развития бизнеса, влияние рыночной ситуации и модифицировать цели.

В ассортименте украинской компании "Фуршет" - порядка 65 тыс. наименований. Для такой компании необходимо было создать систему классификации товара, которая позволяла бы управлять этим ассортиментом и формировать в автоматическом режиме необходимую отчетность. Внедрение решения SAP позволило контролировать единообразие цен поставки товара в сети, оценивать уровень запасов в магазине и поддерживать единую ценовую политику при реализации товаров в каждом магазине. Кроме того, у компании появились широкие возможности для контроля выполнения заказа поставщиком – после внедрения системы полнота исполнения заказов поставщиками возросла на 15%.

Компания "Эльдорадо" была первым в России крупным клиентом SAP, обратившимся к услугам хостинга. Александр Талалыкин, директор департамента ИТ, отметил, что обращение в хостинговый центр SAP помогло высвободить ресурсы компании и увеличить общую надежность.

Совместно с SAP ряд крупнейших игроков рынка ритейла занимаются развитием ИТ для розничной торговли: в SAP обязались выполнить более 20 доработок, предложенных клиентами компании из этой сферы, и включить их в свое стандартное решение.

Доклад Сергея Аксенова, старшего консультанта из "Евросети", был посвящен построению системы оценки знаний сотрудников компании на базе решения SAP Learning Solution. Компания, в 5 тыс. магазинах которой работает более 20 тыс. сотрудников, имеет несколько специфических проблем. Поскольку ее среднестатистический служащий – молодой человек 20-23 лет, часто еще не определившийся в выборе профессии, в компании очень высока текучесть кадров. Кроме того, продавцы компании должны быть постоянно в курсе всех новинок мобильного рынка, что требует присутствия в ее штате большого количества высококвалифицированных тренеров. Существуют также сложности с проведением обучения и аттестации в удаленных регионах, до внедрения решения SAP наблюдалась разрозненность технологий и средств обучения, возникали проблемы, связанные с обработкой и систематизацией результатов.

После внедрения SAP Learning Solution, в том числе инструментов для разработки контента тестов и курсов, время аттестации одного сотрудника сократилось в полтора раза. В то же время, появилась возможность сокращения количества тренеров, а требования к уровню их подготовки теперь могут быть снижены.

Опыт внедрения системы управления складом высотного хранения на базе стандартного решения SAP представила компания "ЛАНИТ-Дистрибуция", партнерская сеть которой насчитывает около 1,5 тыс. дилеров.

Процесс внедрения осложнялся необходимостью одновременного перевоза товара на новый склад. Требовалось получить не просто склад большей емкости, в нем должна была быть предусмотрена возможность для увеличения оборачиваемости. Необходимо было также сократить количество ошибок при комплектации и организовать адресное хранение.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями