Илья Пономарев верит, что закон о технопарках позволит закрыть

Во-первых, закон должен определить, что же такое технопарк, ведь сейчас этим словом себя называют порядка 800 организаций, из которых, по словам Пономарева, не более дюжины соответствуют требованиям Мининформсвязи. В качестве возможной альтернативы определению может быть введена система аккредитации саморегулируемой организацией.

Во-вторых, необходимо четко разграничить роли государства, резидентов и инвесторов, а также назначить управляющие органы и описать их полномочия. Орган, которому предстоит определять политику в отношении резидентов, Пономарев предложил сформировать из представителей отрасли. А привлекать резидентов технопарки, вероятно, смогут, используя любой из практикуемых ныне методов: клубный принцип, при котором существующие резиденты принимают решения о том, кого допускать, уведомительный принцип, дающий право любой компании подать заявку, или принцип жесткого отбора.

Пономарев провозгласил, что технопарки должны быть независимыми от госфинансирования и работать по рыночным схемам ведения бизнеса, тогда как государство сможет помогать лишь привлечением инвесторов. Кроме того, закон должен исключить возможность смены деятельности резидентами, а также способствовать тому, чтобы результаты проводимых в технопарках проектов удовлетворяли потребностям их инициаторов.

С точки зрения содержания ожидается, что в технопарках среди прочего обязательно будут присутствовать лабораторные и производственные помещения, центры коллективного доступа, складские помещения с таможенным постом, отделения, оказывающие патентные и нотариальные услуги.

Рассматриваются и возможности интеграции с образовательными учреждениями. Генеральный директор компании "ЛАНИТ-Терком" Андрей Терехов заявил, что технопарки должны находиться в пяти - десяти минутах ходьбы от университетов, чтобы преподаватели могли принимать участие в исследованиях, а представители технопарков - в обучении студентов. А Пономарев упомянул о том, что некий крупный зарубежный университет на днях выразил желание построить на территории новосибирского технопарка свое отделение.

Пономарев ничего не сказал про координирующий орган, зато своей точкой зрения на этот счет поделился управляющий делами сибирского отделения РАН и гендиректор "Технопарка Новосибирского Академгородка" Дмитрий Верховод. Он считает, что такие органы, состоящие из представителей федеральных и региональных органов власти, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений и инвестиционных компаний, должны создаваться в каждом субъекте федерации и подчиняться некоему федеральному совету. Координирующий орган на уровне федерации, по его словам, приведет к излишней бюрократии. Под региональными координирующими органами Верховод призывает поставить экспертные советы с аналогичным набором членов, которые проводили бы привлечение и аккредитацию резидентов и принимали бы решения о распределении средств.

Верховод также заявил, что с юридической точки зрения технопаркам следует придать статус фондов, так как, с одной стороны, в фондах невозможен вывод участниками своей доли активов, а с другой - все денежные средства, включая прибыль от предпринимательской деятельности, реинвестируются в поддержку инноваций.

Большие надежды возлагаются на то, что закон решит острую земельную проблему, с которой сталкиваются все без исключения технопарки. Для эффективного привлечения резидентов необходимо жилье, однако, согласно Земельному кодексу, участки под жилищное строительство предоставляются только посредством аукционов. До сих пор это требование удавалось обходить "серым" способом - через признание земель многофункциональными зонами застройки. Однако бороться приходится в каждом отдельном регионе, и не всегда эта борьба приносит плоды.

К тому же по закону региональные структуры не вправе расходовать деньги на федеральных землях. Таким образом, при строительстве технопарков приходится передавать земли в собственность субъектов федерации и перечислять им деньги в виде бюджетных субсидий. Такой подход также не универсален, ведь ничто не обязывает городские власти строить на полученной земле именно технопарк.

Для того чтобы покончить со всей этой неопределенностью, в новом законе предлагается определить типы объектов, которые разрешено строить на территории технопарка, объявить сам технопарк многофункциональной зоной, прописать возможность целевого выделения и дробления земельных участков без проведения аукциона и обозначить процедуру выделения участков, находящихся в федеральной собственности.

Пономарев рассказал и о том, чего, по его мнению, в законе быть не должно. Например, этот закон не будет устанавливать никаких налоговых льгот, так как деятельность резидентов и так будет поддерживаться специальным режимом для инновационных компаний, законопроект о котором обещают принять этой весной во втором чтении. Также закон о технопарках не станет давать определения инновационной политики в целом, чтобы его подготовка не застопорилась на теоретических спорах. А главное, Пономарев выступил за отсутствие каких бы то ни было пунктов расхода бюджетных средств - иначе, по его словам, "сроки принятия закона станут туманными". Эти вопросы, на его взгляд, следует решать через федеральную программу строительства технопарков. Такой подход, правда, не удовлетворил всех присутствующих, и тема финансирования остается наиболее спорной.

По завершении круглого стола началось формирование рабочей группы, которая подготовит первый вариант текста законопроекта к 20 мая. Его рассмотрение должно пройти до 10 июня. В июне же текст будет внесен в Комитет Госдумы по информационной политике, технологиям и связи, а осенью пройдет первое чтение. Пономарев добавил, что в идеале тогда же должно состояться и второе чтение, и в этом случае в 2009 году закон уже вступит в силу. Участники круглого стола сошлись на том, что одного закона будет недостаточно для решения всех назревших проблем, и предстоит параллельно начать принятие поправок к Налоговому кодексу, Земельному кодексу и другим документам.