Дмитрий Курапеев
Дмитрий Курапеев: «В России телемедицина находится до сих пор в зачаточном состоянии, ее развитию мешает прежде всего отсутствие нормативно-правовой базы, особенно регламентирующей персонализированную телемедицину и отношения между врачом и пациентом».

Информационные технологии уже широко используются в российском здравоохранении. Однако телемедицина – направление, которое активно развивается за рубежом, – пока не имеет возможности показать все свои преимущества российским медицинским учреждениям.

Тем не менее эффективность удаленного телемедицинского наблюдения по медицинским или экономическим результатам доказана различными международными исследованиями для многих состояний: артериальной гипертензии, сахарного диабета, острого нарушения мозгового кровообращения и многих других.

Доказательства экономии

В 2011 году подобное исследование было проведено в Германии в клинике Charite с целью определить, насколько эффективно удаленное наблюдение за пациентами с тяжелой сердечной недостаточностью. Лечение таких пациентов очень дорогостоящее и в терминальной стадии требует многократных госпитализаций в течение года. Когда же пациентов выписывают домой, они выходят из-под контроля врача и не всегда выполняют рекомендации по приему предписанных лекарств, а недостаточный мониторинг и слабое понимание ими и их родственниками того, как следует реагировать на те или иные ситуации, зачастую приводит к тому, что они очень быстро снова попадают в больницу.

В ходе исследования пациенты при выписке получали определенные инструменты самоконтроля (тонометр, весы, глюкометр) и должны были регулярно передавать результаты самостоятельных измерений и заполнять опросники. Такие жизненные показатели, как ЭГК, вес, давление, попадали в телемедицинский центр и базу данных к регистраторам, которые сами реагировали на получаемые данные и в случае серьезных отклонений перенаправляли данные врачу. Врач в удаленном режиме давал пациентам рекомендации по корректированию терапии или по изменению образа жизни для улучшения показателей. При этом сам пациент или его родственники имели возможность в любой момент задать вопрос координатору в режиме онлайн.

В исследовании приняло участие большое число наблюдаемых. Несмотря на то что первичная контрольная точка — летальность имела определенные тенденции к снижению, хотя в итоге достоверно не отличалась от того, что происходит с пациентами при стандартном лечении, было доказано, что вторая контрольная точка — частота повторных госпитализаций — существенно снизилась. С экономической точки зрения также была доказана эффективность: пациенты меньше времени проводят в стационаре, что является значительной экономией средств для системы здравоохранения.

Аналогичные экономические выводы получены и в результате исследования, проведенного бельгийским ресурсом Сardio-aalst.be: внедрение телемониторинга у пациентов с подобным состоянием позволит сэкономить до 3 млрд евро в год.

Самоконтроль под наблюдением

В России телемедицина находится до сих пор в зачаточном состоянии, ее развитию мешает прежде всего отсутствие нормативно-правовой базы, особенно регламентирующей персонализированную телемедицину и отношения между врачом и пациентом. В ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены только телеконсилиумы, то есть общение врача с врачом.

Несмотря на это, в ряде федеральных центров проводят исследования, которые доказывают действенность телемедицинских услуг при наблюдении за пациентами с хроническими заболеваниями. Одним из примеров применения информационных технологий для организации удаленного общения врачей и пациентов является работа, проведенная недавно в Северо-Западном федеральном медицинском исследовательском центре им. В. А. Алмазова.

артериальное давление
 

В центре была создана комплексная телемедицинская программа «Давление под контролем», которая предусматривает очные визиты (как правило, первичные), подключение к программе, обучение пациента ведению дневников самоконтроля и синхронизацию данных этого пациента с медицинской информационной системой учреждения, где он лечится. Дневники самоконтроля пациенты могут вести в веб-интерфейсе электронной медицинской карты (ЭМК) или добавлять данные через мобильное приложение, в том числе и непосредственно с приборов измерения давления и веса, которые подключены удаленно к серверу и отправляют данные в личный кабинет пациента. Эти данные доступны для анализа, и врач периодически их просматривает. Если у пациента возникают какие-то вопросы общего характера или конкретные жалобы, он их задает в режиме онлайн. Врач получает уведомление и в строго регламентированное время (порядка 12 часов) дает пациенту ответ.

В программе применялся сервис RuHealth, программное обеспечение которого было разработано для предоставления медицинским организациям и пациентам по модели SaaS. Ядром телемедицинской системы является ЭМК. Данные в нее могут попадать из медицинских и лабораторных информационных систем, добавляться в виде отсканированных изображений и фотографий самим пациентом, а также синхронизироваться с бытовыми медицинскими приборами (тонометрами, глюкометрами, весами, фетальными допплерами, кардиографами, оксиметрами, пикфлоуметрами и т. д.), формируя дневники самоконтроля пациента в ЭМК. Через специально разработанный API сервис получает ссылки на архивы медицинских изображений Agfa, обменивается информацией с внешними базами данных таких систем, как qMS, «Ариадна», «1C», а также получает показания с суточных мониторов ЭКГ «Инкарт». Веб-редактор шаблонов документов позволяет врачу или администратору клиники быстро создать необходимый шаблон опросника, заключения или чек-листа и использовать их во время общения с пациентом.

Сервис интегрирован с популярными платежными системами, что позволяет принимать оплату за консультации и комплексные программы в пользу партнерских клиник (компания RuHealth при этом выступает в качестве агента). Сценарий персонифицированной телемедицинской услуги может быть реализован на портале индивидуально для каждой клиники с учетом ее специализации и используемых методических и технических средств. В настоящее время все данные пациентов деперсонифицированы, обеспечивая соответствие закону «О персональных данных», и хранятся в одном из самых современных дата-центров Северо-Западного региона, сертифицированном по требованиям Tier III.

Клинические результаты

Исследование, проведенное с помощью сервиса RuHealth в центре им. В. А. Алмазова, было призвано выяснить эффективность удаленного мониторинга в сравнении со стандартным наблюдением пациентов с артериальной гипертензией. Артериальная гипертензия была выбрана не случайно. Как известно, именно это заболевание является триггером к началу так называемого сердечно-сосудистого континуума. Если пациент получает медикаментозное лечение, но не достигает целевых уровней артериального давления, это ведет к различным осложнениям, требует более частых визитов к врачу, дополнительных диагностических мероприятий и в некоторых случаях даже стационарного или хирургического лечения.

динамика уровня АД
 

В исследование было включено 62 человека, средний возраст которых составлял 45 лет. Из них 37 человек входили в группу с дистанционным наблюдением и 25 – в группу со стандартным наблюдением.

В группе с дистанционным наблюдением было достигнуто достоверное снижение уровня систолического артериального давления на 24 мм рт. ст., диастолического на 11 мм рт. ст.

Показатели при стандартном наблюдении составили 9 мм рт. ст. и 5 мм рт. ст. соответственно, что более чем в два с половиной раза ниже.

Эти данные были подтверждены и при анализе результатов суточного мониторирования артериального давления. Достоверный регресс (снижение) систолического давления составил 26 мм рт. ст. по сравнению с 10 мм рт.ст. при стандартном наблюдении, то есть в 2,6 раза больше.

Доля пациентов, достигших целевых уровней артериального давления при удаленном наблюдении в течение трех месяцев, составила 95%, а при стандартном ведении – всего 68%.

Такие показатели улучшения целевых уровней артериального давления при дистанционном мониторинге достигаются за счет того, что пациенты постоянно находятся под контролем врача. По дневнику самоконтроля, который ведет пациент, врач анализирует его состояние и может добавить какой-то компонент для терапии, при этом ему не нужно звонить пациенту и спрашивать о его контроле. Если же пациент почему-то не прислал данные, то ему напоминает об этом сама система и его врач. Благодаря тому что пациент начинает лучше понимать свое заболевание, повышается комплаентность, один из основных факторов, влияющих на закрепление первично достигнутых результатов лечения.

Исследование также показало, что комплексная телемедицинская услуга имеет минимальные технические требования к использованию и представляет прежде всего удобный инструмент общения пациента с врачом. Она обязательно включает очные визиты, поэтому может трактоваться как медицинская услуга. Эта услуга легко поддается масштабированию и позволяет быстро достичь целевых уровней артериального давления у большей части пациентов. Главное, что при этом получает пациент, – доступность медицинской помощи.

Выгодно всем

Сегодня уже во многих публикациях отмечается, что использование ИТ-сервисов для коммуникации «врач-пациент» позволяет достигать клинических результатов с гораздо большей частотой. Кроме того, постоянная связь врача и пациента, которая реализуется с помощью современных информационных технологий, означает более высококачественный и персонализированный сервис для пациента. Врач всегда рядом, а это очень важно как для решения срочных вопросов, так и для уточнения врачебных рекомендаций при ведении хронического заболевания или состояния.

Положительный эффект от внедрения систем дистанционного мониторинга для системы здравоохранения в целом показывают многие исследования. Значительно сокращаются расходы, связанные с повторными госпитализациями и осложнениями. А клиникам это дает возможность расширить спектр услуг (платных, по полисам добровольного медицинского страхования или в рамках целевого финансирования), повысив уровень дохода и конкурентоспособность.

Автор: Дмитрий Курапеев, генеральный директор RuHealth