ит в медицине
Культурные изменения, обусловленные внедрением новых технологий в процессе совершенствования клинических процессов, создают для врачей дополнительные трудности.

Быть ИТ-директором в медицинском учреждении непросто. Помимо множества корпоративных задач, которые приходится решать любому ИТ-директору, техническим специалистам отрасли здравоохранения приходится учитывать ограничения закона об отчетности и безопасности медицинского страхования (HIPAA), требования правительства к внедрению и модернизации систем электронных медицинских карт (EHR) и особенности сложившейся культуры использования бумажных медицинских карт, бумажных рецептов и медицинских снимков.

Нам говорили, что приход третьего тысячелетия должен сопровождаться кардинальными переменами. Но для того чтобы начать многокилометровый путь, достаточно сделать первый шаг. Многие организации уже пустились в это далекое путешествие и готовы поделиться накопленным за прошедшее время опытом.

На конференции Health IT Summit, проводимой организацией Institute for Health Technology Transformation, лидеры ИТ-служб медицинской отрасли рассказали коллегам об уроках, извлеченных в результате внедрения систем EHR и анализа данных. Участникам конференции предлагались рекомендации, учитывающие тенденции BYOD и повышенные требования к безопасности, а также советы по внедрению систем электронных медицинских карт, автоматизации обмена данных и использованию достижений геномики.

Нацеливайтесь на результат

В 2014 году начнется второй этап федеральной программы стимулирования эффективного применения систем EHR. Если первый этап программы, стартовавшей в 2011 году, был ориентирован на повышение эффективности сбора и обмена данными, то второй направлен на совершенствование клинических процессов за счет использования электронных рецептов, результатов лабораторных исследований и компьютерных предписаний врачей (Computerized Physician Order Entry, CPOE).

Второй этап станет более сложным, чем первый. «Готовые продукты, отвечающие требованиям второго этапа, встречаются пока довольно редко», – отметил Джон Шоуолтер, директор ИТ-службы Медицинского центра при Университете штата Миссисипи. «Уже в следующем году системы EHR, не учитывающие требований второго этапа, начнут создавать поставщикам медицинских услуг дополнительные препятствия», – добавил Джон Сантанджело, ИТ-директор Cleveland Clinic.

Вместе с тем медицинским организациям не следует забывать и о первом этапе, а тем, кто проходил аттестацию в 2011 и 2012 годах, необходимо проделать это и в нынешнем году. Нужно сосредоточиться на соблюдении требований второго этапа и готовиться к третьему, который начнется в 2016 года. Но все это не имеет смысла, если не развивать успехи, достигнутые при выполнении первого этапа.

Ускоряйте перемены с помощью мер принуждения

Совершенствование технологий – не единственная задача, которую предстоит решить организациям на втором этапе. Культурные изменения, обусловленные внедрением новых технологий в процессе совершенствования клинических процессов, создают для врачей дополнительные трудности. «По прошествии двух лет внедрения программы CPOE только 55% врачей штата Нью-Джерси используют ее, – сообщил Найджел Гангали, вице-президент и ИТ-директор некоммерческой организации CentraState Healthcare System. – Правда, стоит признать, что никаких санкций за несоблюдение требований у нас предусмотрено не было».

Бороться с этим Шоуолтер рекомендует методами «жесткого управления». Врачи не смогут выписать счет, не составив окончательный список проблем, в котором будут присутствовать прошлые диагнозы, результаты анализов и другие медицинские сведения, перечисленные в требованиях к эффективному использованию систем EHR. Сурово, но действенно. Кроме того, в организации Шоуолтера запрещена выдача медицинских предписаний по телефону – все делается через систему EHR. Это позволило Медицинскому центру при Университете штата Миссисипи, в котором большая часть пациентов обслуживалась по программе Medicaid, ежегодно экономить 1,6 млн долл.

Не будьте «доктором Нет»

Жесткое управление не предполагает постоянного отказа конечным пользователям во всем. «А это встречается не так уж редко, поскольку во многих организациях большего параноика, чем начальник службы безопасности, вы не встретите», – заметил Ким Сассаман, директор ИТ-службы и службы безопасности Presbyterian Healthcare Services.

Вместо того чтобы постоянно отвечать «нет», Сассаман рекомендует говорить «да, если…» и совместно с бизнес-группами определять условия, при которых разрешается использовать мобильные устройства, облака, социальные сети и другие сервисы.

Таким образом, вы одним выстрелом убиваете сразу двух зайцев. Во-первых, вовлекаете руководителей основных подразделений в диалог и предоставляете им больше полномочий при определении политики BYOD. А во-вторых, общение с сотрудниками службы безопасности перестает вызывать страх у конечных пользователей.

Стимулируйте инновации в медицинских ИТ-системах

Отличный способ перевести разговор в русло «да, если…» – стимулирование инноваций. Вопреки распространенному мнению, инновации в отрасли здравоохранения отличаются уже достаточной зрелостью. Почти треть всех мобильных приложений предназначена для использования в медицинских целях. «Однако 80% этих приложений ориентированы на конечных потребителей и направлены на выполнение специальных упражнений, контроль за состоянием здоровья и ведение здорового образа жизни, – указала Наоми Фрайд, директор детской больницы Бостона по инновациям. – Оставшиеся же, как правило, лишь переносят интерфейсы настольных компьютеров на мобильные устройства».

В какой-то степени это обусловлено особенностями инновационного цикла. Между первыми тремя этапами – инициированием, вынашиванием идеи и построением прототипа – и последними тремя – вводом в эксплуатацию, оптимизацией и выводом из эксплуатации/модернизацией – возникает серьезный разрыв. Для его ликвидации требуется политическая воля, внедрение системы управления изменениями и просто признание самого факта существования разрыва.

Для устранения причин разрыва в детской больнице Бостона была разработана программа FastTrack Innovation and Technology (FIT), направленная на реализацию этапов проработки идеи и построения экспериментальных систем. Если идея принимается, автор приступает к ее реализации, а в помощь ему выделяются два разработчика. Некоторые идеи предполагают покупку коммерческих приложений.

К приложениям, созданным в рамках программы FIT, относятся, в частности, программа MyWay, которая помогает пациентам и их родственникам лучше ориентироваться в больнице и на прилегающей территории, занимающей почти 300 тыс. квадратных метров, цифровая доска для конференций в отделении неотложной помощи и коммуникационный инструмент для смартфона, позволяющий врачам получать результаты исследований и другую информацию на 28% быстрее по сравнению со средствами, использовавшимися ранее.

За преподавателями в Apple

Добавьте к CPOE инновационное приложение для смартфона, функции ведения списка пациентов и выписки электронных рецептов в незнакомых системах EHR, и пользователи придут в замешательство. Если врачи не используют внедренную систему, в проигрыше оказываются все: пациенты не чувствуют улучшения обслуживания, бухгалтерия не получает точной информации, а ИТ-бюджеты урезаются, после того как руководство выясняет, что дорогостоящие системы никому не нужны.

Решить эту проблему можно за счет улучшения обучения персонала. Но нужно все делать правильно. «Нельзя заставлять врачей сидеть по восемь часов в классе только для того, чтобы проверить, как они используют систему, – указал Сантанджело. – То же самое относится и к почтовым рассылкам, сопровождающим любое, даже самое незначительное изменение в системе».

«Когда мы представили приложение EHR, руководство недооценило влияние, которое окажут на деятельность медсестер и врачей изменения в технологических процессах, – сообщила Ронда Льюис, аналитик компании Broward Health по ИТ-системам. – Экономить время, отказываясь от оценки технологических процедур, недопустимо, поскольку им отводится очень важная роль. Необходимо также заранее определить критерии успешного внедрения системы EHR».

В компании Broward обучение представляет собой непрерывный процесс, в котором принимают активное участие сами пользователи. «Все началось около четырех недель назад, и пользователи уже успели подзабыть некоторые ролевые упражнения. После запуска системы ИТ-служба обеспечила оперативную поддержку пользователей EHR. При необходимости клиенты могут обратиться за поддержкой и к независимым источникам».

Не бойтесь искать преподавателей на стороне.

В процессе обучения пользователей системы EHR в Presbyterian Сассаман пошел по нетрадиционному пути: «Магазин Apple? Почему бы и нет? Сотрудники Apple имеют богатый опыт работы с людьми, которые делают дорогостоящие покупки, предъявляют высокие требования и ожидают, что все будет работать».

Аналитические данные должны стоить потраченных на их получение усилий

Рабочие процессы имеют большое значение и для медицинских организаций, собирающихся внедрять системы анализа данных. Возможности повышения эффективности и улучшения качества при одновременном снижении затрат здесь фактически безграничны, но сложнее всего получить структурированные данные, отвечающие конкретным потребностям бизнеса.

Гангали выяснил это, когда в CentraState Healthcare System внедряли аналитическую систему. Масштабы проекта, предусматривавшего интеграцию клинических систем с системами бизнес-анализа, оказались значительно больше, чем предполагалось, потребности конечных пользователей оставались неясными, эталонные тесты недоступными (пока в CentraState не приобрели дополнительное программное обеспечение), а необходимые данные не всегда можно было получить в электронной форме.

При пересмотре масштабов проекта решено было сосредоточиться на функциональных инструментах, предназначенных для анализа ценности закупок, управления повторной госпитализацией и интеграции финансовых приложений с инициативами, направленными на повышение качества системы.

Основные уроки, извлеченные из внедрения систем анализа данных, заключались в необходимости правильного отбора данных, возложения на управляющих ответственности за успех (или провал) их деятельности и предоставления аналитических данных для оказания медицинской помощи в полном объеме, не исключая амбулаторного лечения и лечения после оказания неотложной помощи.

Потенциальная мощь геномики

«Достижения исследователей в области геномики позволяют говорить о том, что уже вскоре состояние пациентов будет описываться миллиардами различных параметров, – отметил начальник кафедры вычислительной медицины и биоинформатики медицинской школы при Университете Мичигана профессор Брайан Эси. – Информация о вариантах генов, добавляемая к системам поддержки принятия клинических решений, может предотвратить отрицательную реакцию на лекарства. Каждый дополнительный препарат, принимаемый пациентом, повышает вероятность отрицательной реакции на 14%, а 60% пожилых пациентов в США ежедневно принимают по крайней мере девять различных лекарств».

Соответствующие данные не обязательно вводить в систему EHR, но организациям следует задуматься о том, как лучше передать их в руки врачей. Многие ведущие поставщики систем EHR поддерживают приложения, предоставляющие такие данные, но Эси назвал их системами «дымоходов», которые не позволяют делиться информацией.

К поставщикам нужно подходить с фонарями и вилами

Многие системы для получения отчетов и создания хранилищ данных используют сразу несколько различных приложений, к которым добавляются электронные медицинские карты, приложения обработки заявок и биллинга, порталы пациентов, системы обработки изображений и обмена медицинской информацией. Большинство этих программ необходимо настраивать в соответствии с потребностями медицинской организации.

В результате особую важность приобретает интероперабельность ИТ-систем. Задача эта очень сложна, и многие, наверное, сочтут ее в общем случае нерешаемой. Некоторые поставщики систем EHR просят за интерфейс обмена медицинской информацией (Health Information Exchange, HIE) 10 тыс. долл. и больше, другие заявляют об интероперабельности своих систем, в то время как этот термин применим лишь к их собственным продуктам.

«Лучший способ решения этой проблемы заключается в том, чтобы переложить ее на плечи поставщиков систем EHR, – утверждает Дерек Плански, директор поставщика программного обеспечения HIE Sandlot Solutions по клиентским решениям. – Возражайте против выставления дополнительных счетов, требуйте интероперабельности и делайте все возможное, для того чтобы быть услышанными». Основатель и ведущий программист компании Acuo Technologies Ларри Ситка, создающий архивы медицинских данных, которые не зависят от конкретного поставщика, считает, что усилий одной медицинской организации здесь, безусловно, окажется недостаточно, но много организаций вполне способны сдвинуть дело с мертвой точки.

Отнеситесь к устойчивости серьезно

Интероперабельность – лишь одна из задач, стоящих перед разработчиками HIE (государственными или частными предприятиями, организующими информационный обмен между поставщиками услуг). Однако многим предприятиям в долгосрочной перспективе не менее важна устойчивость. Они предлагают ценные услуги, за которые люди готовы платить деньги, но финансовое стимулирование, которое разработчики HIE получали после 2009 года, не будет продолжаться вечно.

По словам Скотта Афзала, который возглавляет компанию Audacious Inquiry и выполняет обязанности программного директора проекта CRISP, направленного на создание системы HIE в штате Мэриленд, его организация подключилась уже ко всем больницам штата и обрабатывает 15 тыс. запросов в месяц. Однако убедить амбулаторные учреждения присоединиться к проекту ему пока не удается.

Сегодня отчисления, сделанные больницами, покрывают примерно треть расходов на CRISP. Таким образом, оплата не соответствует затратам, но «наличие доброй воли и беспрецедентного политического давления» с высокой долей вероятности позволит ликвидировать существующий разрыв. Правительство штата поможет найти недостающих плательщиков. «Это выгодно всем, потому что плательщики смогут воспользоваться нужными им услугами, а власти штата Мэриленд получат информацию, помогающую им контролировать ситуацию в сфере здравоохранения», – подчеркнул Афзал.

Дотации правительства обеспечивают развитие общей инфраструктуры HIE и финансирование других проектов. Однако поставщикам услуг HIE нужен четкий план. «Если у нас не будет хорошей бизнес-модели, наверное, мы вообще не сможем этим заниматься», – заметил вице-президент и директор ИТ-службы организации Baptist Health Care Стив Саррос.

Не переживайте по поводу внешнего врага

Предприятия всех отраслей боятся внешних угроз – китайских хакеров, нигерийских спамеров и парня, остановившего свой глухой фургон на другой стороне дороги, – но реальная опасность, как правило, исходит из внутренних источников. По оценкам Symantec и Ponemon Institute, в 2012 году 64% брешей в данных были обусловлены ошибками человека и системными сбоями. А большая часть утечек данных в сфере здравоохранения связана с утерей или кражей карт пациентов.

Да, межсетевые экраны имеют важное значение, но не менее важно следующее: организациям сферы здравоохранения нужно информировать своих сотрудников об опасности утери персональных медицинских сведений, проводить четкую управленческую политику, а самое главное – шифровать данные на всех своих портативных компьютерах. (ИТ-службе не до этого? Обратитесь в ближайший сервисный центр по ремонту ПК. Именно это Сассаман и проделал для Presbyterian.)

Лидер должен менять лицо в зависимости от ситуации

Грамотное руководство имеет решающее значение для успеха любых ИТ-проектов в отрасли здравоохранения. «Внедрение системы, которая принципиально изменит подходы людей к решению тех или иных задач, станет отличной проверкой для руководителя, – отметила Элис Тэйлор, генеральный директор Broward Health Imperial Point. – Но разным проектам требуются разные стили руководства».

Во всем, что касается безопасности пациентов, нужно быть деспотом. Гибкости и либеральным послаблениям здесь не место. А вот другие инициативы требуют сотрудничества, кураторства, наставничества и стимулирования. Ключевое условие заключается в том, чтобы определить базовые правила в самом начале проекта.

Таким образом, сотрудники будут знать, с кем им придется иметь дело: с «доктором Нет» или доктором Ливингстоном.