Алексей Учамприн

Идея ИТ-аутсорсинга не нова – только в нашей стране она активно развивается уже, как минимум, лет десять. В то же время само понятие аутсорсинга до сих пор допускает неоднозначное толкование. Под этим порой подразумевают «оформление» штата ИТ-подразделения в отдельную сервисную компанию и заключение с ней договора на предоставление услуг. Ключевое слово здесь –  «услуги», или, как сейчас принято говорить, «сервисы». Можно с уверенностью сказать – для того, чтобы появилась сама возможность передачи чего-либо на аутсорсинг, это «что-то» должно обладать характеристиками услуги.

Другими словами, должно быть однозначное описание того, что получает компания в виде услуги. Заказчик при этом платит ровно за тот объем сервисов, который он «потребил», имеет возможность получить их максимально быстро и просто, так же легко он может изменить их объем. И последнее – услуга должна иметь внятные критерии оценки качества

Казалось бы, описать продукт деятельности любого интегратора, предоставляющего услуги ИТ-аутсорсинга, в соответствии с приведенными выше критериями, не составляет большого труда. Но реальность с теорией расходятся кардинально. Основные причины, из-за которых зачастую невозможно предоставлять услуги ИТ-аутсорсинга  именно в виде сервисов – это:

• Ограниченная гибкость услуг: компании на практике не всегда могут оперативно управлять объемом предоставляемых им сервисов;
• Ограниченность схем оплаты:  компания зачастую не может платить ровно за потребленный объем услуг. Да и корректно посчитать его порой бывает весьма затруднительно.

Наиболее полно эти проблемы проявляются в части аутсорсинга вычислительных комплексов. Эта область  наименее гибкая, но при этом наиболее востребованная на рынке. Отдать на аутсорсинг оборудование и все, что «вокруг» (обслуживание, поддержка и т.п.), – это первое, что приходит на ум практически любому CIO вне зависимости от размера компании, в которой он работает.

Практически единственный действенный способ, с помощью которого интегратор может устранить проблемы недостаточной гибкости этой услуги, – создание собственного, разделяемого между компаниями-заказчиками, пула вычислительных мощностей. При этом степень «атомарности» ресурсов должна быть достаточно высокой – до процессорного ядра и гигабайта сетевого хранилища данных. К этим же «квантам» мощностей должна привязываться и модель оплаты за их потребление (напрашивается давно забытая аналогия – оплата процессорного времени в ГИВЦ того или иного НИИ). Таким образом, чтобы обеспечить реальную гибкость услуги аутсорсинга вычислительных мощностей, интегратору необходимо иметь собственный ЦОД.

Собственно, мы пошли по такому пути. Теперь компании могут оперативно менять объем потребляемых сервисов и платить ровно за используемые вычислительные ресурсы. То есть речь идет о предоставлении услуг семейства IaaS.

С точки зрения «техники» предоставления услуги мы далеко не первопроходцы – конкуренты относительно давно предлагают вычислительные мощности из облаков. Наше основное преимущество здесь – в высоком качестве сервисов, чему способствует накопленный опыт предоставления услуг по аутсорсингу ИТ-инфраструктуры. Эти же принципы распространяются на все аутсорсинговые услуги, предоставляемые на платформе ВЦОД. Кроме «пакета» вычислительных мощностей, это выделенная инфраструктура любой сложности, которая также может  быстро «идти в рост». Один из примеров – предоставление инфраструктуры для разрабатываемой АБС «Лето Банка». Банк воспользовался временной инфраструктурой для проведения разработки, тестирования и отладки перспективной АБС, при этом не инвестировал дополнительных средств в оборудование и никоим образом не затрагивал свой продуктив.

Помимо тестовых и перспективных систем, в нашем ВЦОД «живут» и продуктивные высоконагруженные ответсвенные (mission critical) ИС компаний.