Не секрет, что розничная торговля — один из самых динамично развивающихся секторов отечественной экономики. Помимо территориального расширения торговых сетей наблюдается тенденция открытия новых форматов с целью завоевания большей доли покупателей. И в определенный момент перед руководством компании остро встает проблема отставания информационного обеспечения от общих темпов роста. Встают вопросы целостности, непротиворечивости и своевременности информации. Таким образом, возникает ситуация, когда устаревшая IT-инфраструктура не способствует развитию бизнеса, а затормаживает его. Именно поэтому важным условием развития розничных сетей сегодня является соответствие функциональности и структуры информационных решений бизнесу и заранее заложенные возможности для дальнейшего развития.
О заказчике
Сеть магазинов «Улыбка Радуги», известная петербургскому покупателю с 2004 года, представляет собой образец дрогери - магазины шаговой доступности, торгующие непродовольственными товарами для женщин. В настоящее время сеть магазинов «Улыбка Радуги» является одной из самых крупных розничных сетей по продаже товаров косметики, парфюмерии и бытовой химии в Северо-Западном регионе. На текущий момент она объединяет свыше 180 магазинов в 32 городах России. «Улыбка Радуги» предлагает широкий выбор товаров по доступным ценам, а ассортиментная линейка магазинов насчитывает свыше 7500 различных наименований — от мыла до биологически активных добавок и спортивных товаров. Ежемесячно магазины «Улыбка Радуги» посещают более 1.5 миллионов покупателей. Имея надежные партнерские отношения с поставщиками, компания предлагает товары по достаточно низким ценам, чем привлекает все большее число покупателей. «Улыбка Радуги» — динамично развивающаяся сеть, количество магазинов которой неизменно растет: открыты филиалы в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, республики Карелия, Пскове, Великом Новгороде, Мурманске, Ярославле, Москве и Московской области. Уже к концу 2012 года планируется довести количество магазинов до 250.
Ситуация
С появлением филиалов и амбициозных планов развития, существующие информационные системы перестали удовлетворять возрастающим потребностям в аналитических данных, бухгалтерии требовалась единая база по всему холдингу с корректным расчетом себестоимости товара по местам хранения.
Решение
Руководство компании выбрало инновационный системный подход развития своей информационной инфраструктуры, позволяющий удовлетворять быстро растущим требованиям бизнеса, главное из которых – обеспечение покупателей широким ассортиментом товаров по низкой цене.
Для повышения качества системы управления руководством «Улыбки Радуги» было решено внедрить систему SAP, поскольку она помогает динамично реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию, контролировать все стороны деятельности предприятия, оперативно выявлять «узкие места» и концентрировать усилия именно там, где они наиболее необходимы в данный момент. Решения SAP позволяют оптимизировать логистическую сеть и процесс продаж, сократить время получения данных для принятия бизнес решений и исключить дублирование операций. Кастомизацией данной системы занимался SAP-консультант.
Однако для внедрения SAP прежде необходимо создать надежную информационную инфраструктуру, гарантирующую бесперебойную работу этой высокотехнологичной системы в масштабе всех филиалов дистрибуционной сети заказчика. Партнером по реализации проекта и стала компания «Тринити», уже работавшая с «Улыбкой Радуги» по вопросам поставки систем хранения и IT-консалтинга, поэтому повода сомневаться в технической компетенции специалистов у заказчика не было. Итак, как уже отмечалось, основным требованием к системе являлась совместимость с автоматизированной системой управления бизнес-процессами предприятия SAP. Сложность проекта заключалась в том, что решение должно быть горизонтально и вертикально масштабируемым, гармонично интегрированным в ИТ-структуру предприятия и удовлетворять интересам всех подразделений, не нарушая при этом ход внутренних процессов.
Первоначально SAP-консультантом было предложено построить систему на платформе х86 и NAS. После проведения дополнительного аудита было решено, что данная система вряд ли справится с предполагаемой нагрузкой - количеством пользователей и объемом данных. Поэтому после оценки масштабируемости специалистами «Тринити» было предложено два варианта построения системы:
1) горизонтально масштабируемая на основе Blade серверов Power 6, Power 7, SAN-инфраструктура с высокопроизводительным дисковым массивом Fibre Channel IBM DS5100, система резервного копирования на основе Tivoli Storage Manager, IBM TS 3200;
2) вертикально масштабируемая система на основе кластерного ПО IBM PowerHA и серверов IBM p-series p560 и DS5100, Tivoli Storage Manager, IBM TS 3200.

Требование системы к электропитанию и охлаждению показали, что существующая серверная комната не удовлетворяет потребностям проекта. Поэтому специалистами «Тринити» был разработан проект бесперебойного электропитания:
схема АВР (Автоматический Ввод Резерва) от двух Трансформаторных подстанций,
схема Распределительного щита электропитания серверной,
система чистого питания от двух ИБП APC SMART-VT общей мощностью 30 КВатт.

Также было разработано ТЗ на серверное помещение и охлаждение.
В ходе реализации проекта у заказчика появилась потребность кластеризовать еще две системы – SAP BI (Business Intelligence) и SAP PI (Process Integration) на том же аппаратном обеспечении, том же количестве вычислительных ресурсов и ресурсов ввода-вывода. Специалистами «Тринити» была переработана схема организации кластера, от статической архитектуры был сделан переход к динамической схеме распределения ресурсов между логическими разделами (виртуальными серверами) от LPAR к DLPAR (Dynamic Logical Partition).
Результат
Внедренная система решает в компании следующие задачи: (подкорректировать)
• управление документооборотом предприятия;
• управленческий, бухгалтерский, налоговый учет;
• управление резервным копированием;
• полное соответствие автоматизированной системе SAP;
• обеспечение высокой доступности и непрерывности бизнеса.
и отвечает следующим требованиям:
 отказоустойчивость: при отказе любого компонента в системе доступность сервисов восстанавливается автоматически;
 надежность: восстановление работоспособности аппаратной части комплекса и базового функционала происходит в течение 24 часов с момента размещения заявки.
В данном случае, избегая затрат и рисков, связанных с необходимостью интеграции разнородных систем, «Улыбка Радуги» получила полное информационное сопровождение всей своей коммерческой деятельности. Прозрачность бизнес-деятельности, обеспечиваемая подобными решениями, оказывает положительное влияние на инвестиционную привлекательность компании. А, как известно, предприятия розничной торговли – одни из самых требовательных заказчиков ИТ-индустрии. В последние годы все большее число крупных российских компаний приходит к пониманию того, что им необходим не просто набор программного и аппаратного обеспечения, решающего те или иные локальные задачи, а комплексное решение, позволяющее работать в едином информационном пространстве и эффективно использовать все имеющиеся в организации информационные ресурсы.
Обучение пользователей внедренной системе было детально оговорено до начала проекта: еще на подготовительном этапе специалистами «Тринити» был разработан план обучения. Заказчику предоставлен полный комплект документации по использованию оборудования, в котором подробным образом было указано, как действовать в аварийных ситуациях. Также все нюансы эксплуатации были продемонстрированы на практике.
Проект длился около года, и за это время пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Дело в том, что на момент начала исполнения проекта у клиента не было готово серверное помещение, поэтому было принято решение разместить комплекс в серверной компании «Тринити». Для SAP-консультантов и ИТ-специалистов «Улыбка Радуги» был организован удаленный доступ через Internet, предоставлены рабочие места с физическим доступом и высокоскоростным сетевым соединением 1 Гбит/с. Таким образом, компанией «Тринити» была оказана всесторонняя поддержка заказчика и компании-консультанта на всех этапах проекта от разработки ландшафта системы до запуска в промышленную эксплуатацию.

Внедрение новой инфраструктуры позволило сети розничной торговли «Улыбка Радуги» значительно повысить эффективность управления хозяйственной и финансовой деятельностью компании, а также оптимизировать внутренние бизнес-процессы компании. Ведь при правильном выборе решения, речь идет не о затратах на развитие ИT-инфраструктуры, а об инвестициях в бизнес в целом.
Отдельно хотим поблагодарить компанию «Тринити» за консультации в проектировании новой серверной под SAP, квалифицированную помощь в настройке SAP-инфраструктуры, создании отказоустойчивого кластера. В ближайшее время мы планируем организовать распределенную отказоустойчивую систему, разнеся сервера и системы хранения в разные серверные (в разных строениях в рамках нашей Санкт-Петербургской площадки). При решении этой задачи мы надеемся на помощь наших партнеров из ЗАО «Тринити».