https://www.cnews.ru/articles/2021-09-16_evgenij_poluyanovglava_mintsifry
Ростовская область уверенно входит в число лидеров среди субъектов РФ по темпам и объемам цифровизации. В регионе активно реализуются различные цифровые проекты, в том числе в рамках соответствующих федеральных проектов. Вся эта работа ведется при непосредственном курировании со стороны областного Минцифры. О том, как региону удалось добиться высоких результатов в цифровизации в интервью CNews рассказал глава Министерства цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области Евгений Полуянов.
CNews: Евгений Владимирович, с декабря 2020 года вы являетесь министром цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области. Расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном багаже — какие моменты вашей биографии были наиболее интересными и важными, позволили вам приобрести необходимые компетенции?
Евгений Полуянов: К отрасли информационных технологий я имею отношение с раннего детства, когда в возрасте 10 лет у нас дома появился один из первых персональных компьютеров. Наверное, можно назвать меня потомственным айтишником, поскольку мой отец в то время занимался внедрением автоматизированных систем управления на машиностроительном заводе. Это было в конце 80-х – начале 90-х годов.
Затем было обучение в ВУЗе на факультете информационных технологий, защита кандидатской диссертации с разработкой и внедрением на производствах информационных систем. Имею ряд научных работ и свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Кроме того, есть опыт госслужбы, связанный с работой по переводу государственных услуг в электронный вид и другими направлениями в сфере ИТ.
Важным этапом в профессиональном развитии было мое руководство Южным IT-парком. Это структура, созданная по инициативе губернатора Ростовской области на базе Региональной корпорации развития и призванная помогать развитию цифровых бизнес-проектов. В основе Южного IT-парка — акселерационная программа, которая позволяет выводить новые ИТ-продукты на рынок по методике Customer Development. Она предусматривает общение с целевой аудиторией, выявление проблем потенциальных пользователей, формирование ценностного предложения для клиента и наконец, разработку продукта с подтвержденной ценностью. Это позволяет создавать востребованные цифровые сервисы.
Считаю, что именно такой подход должен применяться для разработки государственных сервисов, клиентами которых будут как внешние пользователи (жители области, юридические лица), так и внутренние (сотрудники органов власти, местного самоуправления). Надеюсь, что мой опыт госслужбы в сочетании с пониманием методик поиска потребительской ценности внедряемых цифровых решений поможет в деле цифровизации Ростовской области.
CNews: Министерство ИТ Ростовской области на протяжении многих лет является одним из лидеров в деле продвижения цифровизации региональных госструктур страны. Какие достижения прежних лет представляются вам наиболее значимыми с точки зрения сегодняшнего дня? В каких направлениях вы готовы вместе с коллегами совершить рывок, и есть ли у министерства на то силы и ресурсы?
Евгений Полуянов: Электронным правительством, как первой цифровой платформой для населения, министерство начало заниматься еще в 2011 году. Была проведена большая работа совместно с заинтересованными органами исполнительной власти по переводу госуслуг в электронный вид. За 10 лет министерство добилось колоссальных успехов: мы перевели 100% государственных услуг в электронный вид, разработали и внедрили системы автоматизации процессов предоставления этих услуг, обучили пользователей работать в этих системах.
Ростовская область в числе первых в России стала участником пилотного проекта по обмену электронными документами с аппаратом правительства, федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ. Сегодня в электронном документообороте задействованы все органы исполнительной власти и муниципалитеты нашего региона.
Министерством большое значение уделяется вопросам цифровизации сферы услуг — в том числе повышению качества их предоставления. За десятилетний период работы мы перевели в электронный вид 288 региональных и 2 695 муниципальных услуг. Результаты проделанной работы стали особенно актуальны в условиях пандемии, когда значительно возрос спрос на получение государственных и муниципальных услуг. Портал госуслуг в этот период стал основной точкой взаимодействия между гражданином и государством. Сегодня на портале зарегистрировано более 90% населения области. Жители региона могут быстро и удобно получить ряд социальных услуг, направленных на выплату пособий и компенсаций гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. И популярность портала госуслуг продолжает расти.
Мы не останавливаемся на достигнутом и стараемся постоянно смотреть в будущее. В рамках цифровой экономики на федеральном уровне ведется работа по объединению различных информационных систем и реестров, с целью создания Единого цифрового профиля гражданина, и первый шаг уже сделан — создан «Единый личный кабинет» портала госуслуг.
В 2021 году прорабатывается возможность проактивного оказания услуг — это ситуация, когда услуга предоставляется в автоматическом режиме по факту возникновения такого права. Хороший пример такой услуги — разрешение на хранение оружия для охотников. При смене места регистрации информационные системы МВД сами получают информацию из цифрового профиля или личного кабинета госуслуг. И через пять дней охотнику звонит участковый с информацией о том, что новое разрешение на хранение уже выписано, и предлагает ему прийти осмотреть помещение.
Вот это и есть настоящая проактивность и цифровая услуга. Этот вопрос требует не только большой технической работы, но и качественного нормативного регулирования. И наша задача сейчас создать все необходимые условия, чтобы получение услуг в электронном виде было доступно всем жителям региона без исключения. Одно из направлений, в котором мы сейчас работаем — это возможность получения ряда услуг без необходимости личного посещения ведомства. Ярким примером являются социальные выплаты на детей, для получения которых требуется только заполнение соответствующей формы на портале госуслуг. Мы стремимся к тому, чтобы в ближайшее время максимально большое количество услуг предоставлялось гражданам в таком формате.
CNews:Цифровизация госструктур области — как вы оцениваете сегодняшнее состояние этого процесса? Какие интересные и важные проекты проводятся сегодня, каких целей нужно достичь к концу 2021 года (или в другие плановые сроки)?
Евгений Полуянов: В 2020 году президент установил национальную цель – «Цифровая трансформация», в рамках которой к 2030 году необходимо достичь цифровой зрелости ключевых отраслей экономики. В каждом органе исполнительной власти мы уже закрепили заместителя руководителя, ответственного за цифровую трансформацию. В его полномочия входит контроль за отраслевой цифровизацией и мероприятиями, проводимыми в конкретном органе власти.
В регионе утверждена стратегия цифровой трансформации ключевых отраслей экономики области. В нее вошли 13 ключевых для региона отраслей: «Образование и наука», «Здравоохранение», «Развитие городской среды», «Транспорт и логистика», «Государственное управление», «Социальная сфера», а также «Экология и природопользование», «Энергетическая инфраструктура», «Сельское хозяйство», «Промышленность», «Физическая культура и спорт», «Связь» и «Строительство». Стратегия отражает в себе ключевые показатели и мероприятия в рамках цифровизации, запланированные в регионе до 2024 года.
В число проектов вошли решения по цифровизации процесса сбора сведений и оперативной статистики в промышленном секторе, природопользовании и сельском хозяйстве, цифровизация сервисов и инфраструктуры жилищного хозяйства. Отдельное внимание мы уделили социальной сфере. Среди наиболее значимых проектов – переход на проактивное предоставление мер социальной поддержки и цифровизация процесса оказания финансовой помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, посредством предоставления госуслуг. Конечно, мы не забываем про инфраструктурные проекты и продолжим мероприятия по обеспечению домохозяйств широкополосным доступом к сети Интернет.
На ближайшие три года для нашего министерства стратегия станет опорным вектором развития региона. Мы планируем ежегодно вносить корректировки и дополнять ее новыми мероприятиями. В настоящий момент в стратегию включен 91 проект.
CNews: Какие электронные системы развивает область, какие из них уже опробованы и признаны успешными, а какие, из числа новых, перспективными?
Евгений Полуянов: В настоящее время мы работаем над созданием региональных «суперсервисов» и «моносервисов». Это уже новый уровень «цифровой зрелости» электронных услуг. Планируем реализовать возможность автоматической отправки межведомственных запросов и принятия ряда решений без участия специалиста ведомства в ходе предоставления услуги.
В 2020 году мы запустили мобильное приложение «Цифровой Дон», в котором собраны такие полезные для граждан сервисы, как запись на прием по услугам, оплата платежей, синхронные услуги, а также модуль «Цифровой помощник», который дает гражданам рекомендации по заказу услуг. Сейчас мы работаем над его развитием, планируем добавить «запись в МФЦ», «на прием к врачу», прорабатываем вопросы интеграции с сервисами отслеживания транспорта.
Продолжается перевод ведомств на реестровое (автоматическое) предоставление сведений для граждан. Так, в 2020 году стало возможным отслеживать статус исполнения по лицензионному делу в сфере здравоохранения на портале госуслуг. Автоматизировали возможность предоставления отчетных данных водопользователей с использованием портала госуслуг. Данный проект, занял первое место в номинации «Природопользование и охрана окружающей среды» на конкурсе региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ.ИТ-2020».
В 2021 году в активную стадию перешел проект создания государственной облачной платформы Ростовской области, которая позволит обеспечить региональные органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения отказоустойчивой и безопасной инфраструктурой обработки и хранения данных. Продолжается работа по модернизации государственной телекоммуникационной инфраструктуры с использованием отечественных решений. Данные мероприятия в первую очередь направлены на сокращение времени предоставления населению государственных услуг в электронном виде и повышение эффективности государственного управления в ИТ-сфере.
CNews: Ростовская область — один из лидеров в части электронного документооборота. Какие участки СЭД развиваются сейчас, какова динамика охвата системой новых учреждений, роста числа пользователей? Какие новые возможности открываются для межведомственного электронного взаимодействия?
Евгений Полуянов: Создание СЭД в 2007 году на базе межведомственной системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело» относится к числу инновационных разработок региона в части организации безбумажного взаимодействия. Донской регион одним из первых в стране начал внедрять не разрозненные сегменты, а централизованную систему. Все органы власти, муниципальные образования и их подведомственные учреждения работают в одном облаке: 3500 организаций используют единую базу данных межведомственной системы электронного документооборота.
С 1 января 2014 года весь документооборот ведется исключительно в электронном виде. Все специалисты органов власти работают с электронными документами. Если в 2007 году количество пользователей системы «Дело» составляло лишь – 205 сотрудников, то в 2021 году – уже 18 025. Всего за один год зарегистрировано: 3 млн 191,5 тыс. документов – (в том числе 1 млн 717,4 тыс. – подлинники электронных документов, подписанные электронной подписью).
Ростовская область принимает участие во взаимодействии по обмену документами в электронном виде, подписанными электронной подписью с федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ по каналу МЭДО. В рамках развития системы электронного документооборота внедрен «Модуль взаимодействия с МЭДО. Расширенный», который позволяет использовать канал МЭДО всем организациям, подключенным к системе «Дело». Проведенная в прошлом году аттестация системы «Дело» позволяет нам вести обмен электронными документами по каналам МЭДО с пометкой «Для служебного пользования». За последние годы стало активно использоваться мобильное приложение для системы «Дело»: если в 2013 г. оно было установлено у 30 руководителей (отработано за год 4 100 документов), то в 2021 г. – уже у 215 руководителей (отработано за текущий год 653,6 тыс. документов).
С 2018 году продолжается развитие проекта «Электронная приемная Ростовской области». Система является единой точкой доступа для граждан и организаций, она позволила наладить диалог с любым органом исполнительной власти и муниципальным образованием Ростовской области. С помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ( https://letters.donland.ru) появилась возможность не только гражданам, но и организациям передавать обращения из любого города и района донского региона. Это можно сделать с помощью авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), то есть через пару логин/пароль от входа на портал госуслуг. Всего в электронной приемной принято и отработано более 75 тыс. обращений граждан.
В настоящее время мы реализуем проект, ориентированный на создание электронного архива, в котором будут храниться не просто электронные документы, а электронные подлинники документов. Для хранения такой документации во всех органах исполнительной власти и муниципальных образованиях Ростовской области установлена система «Архивное дело». Количество пользователей в ней составляет 1470 человек, количество документов — 281,5 тыс.
В этом году организован пилотный проект по использованию искусственного интеллекта на базе межведомственной системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело». Предполагается, что искусственный интеллект позволит значительно сократить время ответа на обращения граждан. В настоящее время мы активно ведем работу по интеграции системы «Дело» с платформой обратной связи. Интеграция позволит осуществлять автоматическую регистрацию обращений граждан, поступающих в ПОС, повысить оперативность реагирования на обращения, а также обеспечит обратную передачу из системы «Дело» в ПОС статусов обработки и результатов их рассмотрения.
Наконец, большое внимание мы уделяем сейчас вопросам импортозамещения: рассматриваем новые программные продукты и перестраиваем общие алгоритмы работы СЭД, чтобы она поддерживала любой необходимый нам софт — в том числе российский.
CNews: Насколько успешно происходит устранение «цифрового неравенства» среди населения? Что для этого делается, какие показатели и в какие сроки должны быть достигнуты?
Евгений Полуянов: В рамках реформы универсальных услуг связи, предусмотренной федеральным законодательством подписано трехстороннее соглашение о совместной деятельности в области инвестиционных проектов на территории нашего региона между Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, компанией «Ростелеком» и правительством Ростовской области. Оно направлено на реализацию проекта устранения цифрового неравенства. Объем инвестиций на реализацию проекта составил порядка 1,6 млрд. руб.
Проект устранения цифрового неравенства предусматривает прокладку волоконно-оптических линии связи и установку точек коллективного доступа к Интернету по технологии Wi-Fi в 394 населенных пунктах области с числом жителей от 250 до 500 человек. В результате реализации проекта жители населенных пунктов, получили возможность высокоскоростного бесплатного доступа к сети Интернет от точки коллективного доступа по технологии Wi-Fi (не менее 10 Мбит/с), а также возможность подключения к современным услугам связи своих домовладений.
Реализация проекта по устранению цифрового неравенства началась в августе 2015 года и завершилась досрочно в декабре 2019 года. Подключены все 394 предусмотренных проектом населенных пункта, их жители также получили возможность подключить свои домовладения к высокоскоростному Интернету. Всего в Ростовской области получили возможность высокоскоростного бесплатного доступа к сети более 55 тыс. домохозяйств.
В результате работы над увеличением доли подключившихся домохозяйств в рамках федерального проекта строятся распределительные сети от имеющихся узлов доступа с последующим подключением домовладений. На 1 августа 2021 года число подключенных домохозяйств превысило е 2000 в 100 населенных пунктах, что в 2,5 раза больше по сравнению с 2019 годом.
Федеральным законом от 7.04.2020 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» вносятся изменения в ст. 57 «Универсальные услуги связи». Внесенные изменения предусматривают отнесение к универсальным услугам услуги подвижной радиотелефонной связи, оказываемые с использованием точек коллективного доступа, а также в соответствии с определенным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации перечнем населенных пунктов:
— установку точек коллективного доступа к Интернету в населенных пунктах с числом жителей от 100 до 500 человек (при этом разрешается использование иных линий связи, не только ВОЛС), в которых доступ к сети отсутствует;
— дополнительный монтаж на установленные точки коллективного доступа оборудования для оказания услуг сотовой связи в населенных пунктах с числом жителей от 100 до 500 человек, в которых не оказываются услуги сотовой связи.
В настоящее время Минцифры России ведется составление списка населенных пунктов, в которых будет реализован данный проект.
CNews: Как отражается на работе министерства и приоритетах в цифровизации ситуация с пандемией, ограничения, необходимость перехода на удаленку и перевод большего числа сервисов в электронный вид? Чем эта ситуация обернулась для области, в какой степени сложностями, а в какой — новыми возможностями?
Евгений Полуянов: Распространение коронавирусной инфекции серьезно повлияло на глобальную экономику и кардинально изменило нашу жизнь. Гражданам, вынужденным соблюдать режим самоизоляции, пришлось приспосабливаться – учиться продуктивно работать из дома, следить за обучающимися дистанционно детьми, пытаться контролировать показатели своего здоровья, пользуясь благами телемедицины. Большинство адаптировалось довольно быстро, обнаружив, что множество задач – проведение встреч, планерки, подбор персонала можно решать в удаленном режиме, используя для этого современные цифровые инструменты.
В результате пандемии повысился спрос на ряд IT-продуктов, которые ранее не были настолько массово востребованными. К таким направлениям относятся различные цифровые сервисы, которые помогают автоматизировать бизнес-процессы и переводить работу компаний в онлайн. При этом цифровизироваться должен не только бизнес, но и власть.
В марте 2020 года в связи с распространением новой короновирусной инфекцией COVID-19 мининформсвязью области была оперативно организована работа по переводу совещаний, заседаний и других мероприятий с участием членов правительства Ростовской области, руководителей областных органов федеральной власти в формат видеоконференцсвязи. Эта мера позволила обеспечить соблюдение социальной дистанции и меры по самоизоляции, а также обеспечить бесперебойную работу правительства области. Так, по сравнению с 2019 годом в 2020 году количество совещаний в режиме видеоконференцсвязи увеличилось на 61%.
В 2021 году в разгар пандемии возникла необходимость перевода сотрудников регионального кабмина и органов исполнительной власти на удаленный режим работы. Министерством и подведомственным учреждением была внедрена технология, позволяющая с помощью отечественных криптографических решений обеспечить удаленный режим работы сотрудников, доступ ко всем информационным ресурсам для выполнения своих должностных обязанностей. В настоящее время проходит тестирование нового решения на базе технологии TLS, данное решение позволит оптимизировать финансовые затраты, а также обеспечить необходимый уровень защиты передаваемой информации.
Отдельно хочу сказать о поддержке ИT-отрасли. В регионе сегодня развивается одна из самых мощных акселерационных программ для начинающих ИТ-предпринимателей на базе Южного ИТ-парка, работают программы финансовой поддержки как начинающих бизнесменов, так и тех, кто нуждается в продвижении своих разработок. Безусловно, пандемия придала определенный вектор развитию региона в сфере ИТ. Сейчас основной упор идет на «цифру». При этом необходимо понимать, что для грамотной цифровой трансформации мы не должны бездумно скупать цифровые решения, которых на рынке сейчас представлено огромное множество. Наша задача как органа, курирующего цифровизацию – обеспечить отбор лучших цифровых практик и организовать их внедрение у себя в регионе.
CNews: Ваши ожидания от второй половины 2021 года и более отдаленные планы? Что позволит Ростовской области удерживать цифровое первенство среди регионов? И есть ли у вас профессиональная мечта, связанная с работой на вверенном вам посту?
Евгений Полуянов: Как я уже упоминал, сегодня в Ростовской области утверждена стратегия цифровой трансформации. Уже сейчас началась работа по внедрению тех решений, которые в ней предусмотрены. Но помимо этого, нам в ближайшее время предстоит разработать программу цифровой трансформации региона – практического документа, предусматривающего пошаговое достижение целей, определенных стратегией.
Конечно, отдельное внимание в ближайшие месяцы направлено на развитие инфраструктуры связи на территории региона. Наша цель – отсутствие населенных пунктов без сотовой связи, повышение устойчивости связи вдоль автомобильных дорог. Кроме того, до конца 2021 года в области будут подключены к высокоскоростному интернету все социально значимые объекты (школы, фельдшерско-акушерские пункты, дома культуры и т. д.).
Каждый житель нашего региона должен иметь возможность получить качественные услуги связи, иметь доступ к современным цифровым сервисам для взаимодействия с государством, бизнесом, другими жителями. Такое взаимодействие должно быть комфортным, понятным, безопасным. Именно удовлетворенность граждан, которым становится доступна такая инфраструктура, радость каждого человека, даже в отдаленном хуторе, у которого появляется возможность пользования современными сервисами, вдохновляет меня и моих коллег на эту непростую работу.