Запуск программы «Цифровая экономика» ожидаемо привлек к себе внимание компьютерной общественности, однако, когда дело дошло до практического ее воплощения, возникло множество вопросов. Например, такие новые и старые «сквозные цифровые технологии», как искусственный интеллект, большие данные, блокчейн и др., помогают лишь оптимизировать уже существующие бизнес-процессы, тогда как цифровизация — это прежде всего создание условий для появления новых бизнес-процессов и клиентских сервисов. Для этого, конечно, требуются инструменты, но в первую очередь нужны специалисты, способные придумывать новые цифровые вещи и бизнес-модели вплоть до новых типов бизнеса, рыночных сегментов или даже целых отраслей экономики.

Среди инструментов сегодня чаще всего упоминаются Agile, DevOps и DataOps. Правда, нет единства в их восприятии — одни убеждены, что эти подходы способны поднять бизнес на новую цифровую высоту, а другие сомневаются в их практической применимости, уповая на традиционные методы разработки силами ИТ-подразделений.

Методы Agile-разработки акцентируют внимание на взаимодействии людей, предполагая короткие циклы обратной связи на всех этапах жизненного цикла проекта. Выпуская еще сырой, но вполне пригодный для применения релиз, можно мгновенно получить отзывы от потребителей, разделив тем самым с ними ответственность за возможные просчеты. И действительно, люди забывают сделанные вами ошибки, но обычно не прощают, если маркетинговые службы производителя им лгали, пытаясь, например, выиграть время для выпуска полностью завершенного продукта. Цифровая экономика — это разворот от рынка поставщика услуг к рынку потребителя, сопровождаемый трансформацией самого понятия «товар» — в услугу, а затем и в эффект от ее использования. По сути, в цифровую эпоху клиент покупает кастомизированный эффект от полученного сервиса. А так как все клиенты разные, то для реализации модели «каждому потребителю по продукту» требуется как можно быстрее проверить новую идею через соответствующий информационный сервис (тем более что заранее неизвестно, что можно обнаружить в больших данных), а значит, и тщательно спланировать процесс разработки.

Ключ к ускорению — эффективное взаимодействие всех служащих компании. Но как организовать бесконфликтное сотрудничество бизнес-подразделений, отделов разработки и эксплуатации для оперативного реагирования на внешние изменения и новые бизнес-вызовы? Группы разработки обычно сосредоточены на выполнении проекта в срок и в рамках бюджета, иногда в ущерб надежности и сопровождаемости ПО, поскольку по этим параметрам их не оценивают. А вот работу специалистов по эксплуатации, наоборот, оценивают по стабильности продукта и затратам на его эксплуатацию, а это означает постоянные сложности при выпуске каждого очередного релиза. Выход — DevOps, чему в немалой степени способствовала и сервисная архитектура, сменившаяся концепцией микросервисов, которая предусматривает независимое развитие программных компонентов.

Меняются и сами ИТ, вынуждая постоянно искать новые решения для поддержки средств мобильной работы, виртуализации разных уровней инфраструктуры, интеграции публичных и частных облачных сред с локальными, сочетания унаследованных и современных технологий с их тесно переплетенными интерфейсами между различными компонентами. Устойчивость такого конгломерата нельзя гарантировать заранее — все находится в движении, требует постоянных экспериментов и изучения. DevOps — часть этого процесса, середина потока процессов, начинающегося с бизнес-ожиданий и заканчивающегося работающим сервисом.

Инструменты могут быть разными, но главное то, что в цифровую эпоху ИТ стали сферой коллективной ответственности множества взаимодействующих структурных единиц компании, сферой ответственности людей — представителей самых разных специальностей. Технологии отошли на второй план — в цифровой экономике важны не машины и технологии, а человек. Как и на этапе становления отрасли, когда разработка еще не была регламентирована, а программная инженерия как дисциплина только зарождалась, сегодня происходит возврат к человеку. Перемены начались с Agile и продолжились внедрением принципов DevOps по налаживанию взаимодействия разработчиков, эксплуатационщиков, людей бизнеса и представителей ИТ в целом. В конечном итоге, несмотря на различие целей и задач, стоящих перед группами разных специалистов, все они работают на одну цель — эффективную поддержку бизнеса, — хотя и по-разному видят пути ее достижения.

Ясно, что для выживания в цифровую эпоху, сопровождаемую постоянной сменой бизнес-моделей, одних инструментов недостаточно. Без кадров с «цифровым менталитетом» программа «Цифровая экономика» окажется прожектом. А что кадры? Гибкие методы разработки кардинально меняют процессы, требуя освоения навыков командной работы, управления людьми, эмоционального интеллекта и эмпатии, без которых невозможно создавать клиентоцентричные сервисы. Сегодня, как и в эпоху первых ЭВМ, разработка (программирование в изначальном варианте) — это прежде всего не ремесло, а наука и искусство взаимодействия, способность работать не в жестких корпоративных иерархиях, а в сетях, коллективах и сообществах самостоятельных игроков.

 

Принципы взаимодействия начинают играть ключевую роль, когда технология становится бизнесом или когда бизнес опирается на технологии для выпуска на рынок оригинальной продукции. Однако сами по себе девизы типа «соединяем людей» даже от известных вендоров не помогут — важно реальное открытое, а не показное взаимодействие. При цифровой трансформации надо вырасти всем, по всем направлениям, а не по кускам и частям, создать культуру поддержки цифровых вещей, обеспечивающую жизнеспособность среды непрерывного развертывания информационных сервисов, а также естественное взаимодействие подразделений разработки, эксплуатации и развития.