Реклама

Ежегодный объем российского рынка решений для телекоммуникационных компаний Operation Support System и Business Support System составляет около 34 млрд руб., из которых более 60% идет на поддержку уже существующих систем. У западных операторов такие затраты обычно не превышают 30–50%, поэтому для исправления ситуации в компании «ВымпелКом» решили взять на вооружение стратегию управления жизненным циклом изделия (Application Lifecycle Management, ALM) [1], реализованную на объединенной платформе Microsoft Project Server 2010 и Team Foundation Server 2013.

За период с 2004 по 2011 год в компании накопилось более 400 систем, среди которых, кроме OSS/BSS, было множество собственных разработок и разрозненных продуктов от различных поставщиков. Вполне естественно, что ряд этих решений, работающих как на уровне всей компании, так и в ее отдельных подразделениях, устарели, некоторые несколько лет не обновлялись, а интеграция между системами либо отсутствовала, либо была слабой. Конечно, процесс управления версиями информационных систем в компании «ВымпелКом» был автоматизирован — применялось несколько инструментов от разных производителей: Microsoft Visual Source Safe — хранение документов, исходных кодов и дистрибутивов; IBM Rational Clear Quest — управление версиями, дефектами и задачами; приложения на базе IBM Lotus Notes, выполняющие согласование документации по используемым в компании приложениям; Microsoft Project Desktop — управление планами проектов и версий; HP Quality Center — управление процессами контроля качества разработки ПО. Разнообразие управляющих систем затрудняло коммуникации, и если, например, тестировщик работал в HP Quality Center и ему надо было взаимодействовать с разработчиком или менеджером проекта, инструмент которого — ClearQuest, то приходилось переключаться на другой интерфейс, что не всегда удобно: разные процессы и наборы атрибутов порождают сложности коммуникации между подразделениями, а значит, и накладные расходы.

 

«ВымпелКом»

ПАО «ВымпелКом» — российская телекоммуникационная компания, основанная в 1992 году и входящая в группу компаний «ВымпелКом Лтд». Является одним из крупнейших в мире интегрированных операторов связи, предоставляющих на территории 18 стран с общим населением около 739 млн человек услуги голосовой связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет.

 

До определенного момента в компании не было понимания того, что для поддержки жизненного цикла ИТ-систем необходимо комплексное решение и существующий на уровне подразделений и компании функционал следует объединить в едином инструментарии, — казалось, вполне достаточно того, что каждое подразделение пользовалось своим инструментом. К тому же за последние годы несколько раз менялись бизнес-приоритеты, происходила смена руководителей ИТ-подразделения — новые менеджеры выступали за внедрение знакомых им инструментов, и, например, тестировщики и разработчики выбирали сходные по функционалу системы, но от разных производителей. Всем участникам проектных команд было необходимо единое информационное пространство, которое бы обеспечивало коммуникации, централизованное хранилище данных, разделение прав доступа, проектный документооборот и автоматизацию всех процессов жизненного цикла проектов. Также требовался инструмент сбора и анализа предложений, поступающих от сотрудников. Однако реализовать все это имеющимися разрозненными инструментами оказалось невозможно — требовалось единое решение на основе ITIL [2], которое бы позволяло сделать инфраструктурные процессы управления версиями и лицензиями прозрачными и предоставило сотрудникам удобный инструмент разработки и внесения изменений в ИТ-инфраструктуру.

 

Управление жизненным циклом ПО

Система Microsoft Project Server 2010 обеспечивает управление проектами, задачами и их портфелями, начиная от инициации, планирование и выполнение с контролем ресурсов и бюджетов силами распределенных команд, взаимодействующих между собой через платформу совместной работы SharePoint 2010. Платформа Team Foundation Server 2013 обеспечивает поддержку и автоматизацию выполнения различных этапов жизненного цикла ПО — от управления требованиями и аналитики, разработки в различных технологиях (.NET и J2EE) и инструментальных средах, размещенных локально или в облаках, до тестирования и внедрения. Эта платформа предоставляет возможность трассировать используемые в проекте артефакты (отчеты, книги, панели мониторинга и др.), что позволяет отслеживать ключевые показатели и помогает при формировании отчетности. Например, руководитель проекта может получить ответ на такие вопросы: соблюдаются ли условия проекта, растет или уменьшается количество неустраненных ошибок, каковы темпы выполнения работ?

Для построения системы управления релизами широко используется связка платформ TFS и Project Server, которая осуществляется на основе коннектора, обеспечивающего обмен артефактами между ними. В частности, возможен сценарий, когда планирование на высоком уровне делается в Project Server, а такие процессы разработки, как, например, декомпозиция задач или оценка времени, необходимого для выполнения задачи, документируются в TFS. Поддерживается синхронизация в двух направлениях — изменения, сделанные в одной системе, становятся доступны в другой.

Для отслеживания хода выполнения командой работы, на сервере Visual Studio Application Lifecycle Management можно создавать отчеты, отражающие все данные по проекту. Имеется возможность формирования отчетов, не отображаемых в TFS по умолчанию, и работы с любыми привычными для руководителей или членов команд инструментами (Microsoft Exсel, OLAP-кубы реляционной СУБД и др.). Кроме того, можно настроить для членов организации способы запуска, отображения, публикации и совместного использования специфичных для проекта данных.

Евгений Злобин (evgenyz@microsoft.com), старший эксперт по ALM, «Майкрософт Россия»

 

В ИТ-департаменте «ВымпелКома» рассматривалось несколько альтернативных решений. Была проведена внутренняя оценка предложений от ряда ведущих поставщиков, работающих на рынке ALM и имеющих в стране внедренные решения (IBM, HP и др.), включая и бесплатные продукты. Оказалось, что функционально и технологически решение на базе Microsoft Project Server 2010 и Team Foundation Server 2013 [3] как минимум не хуже остальных, но его преимуществом была интеграция с привычными аналитикам и менеджерам офисными приложениями. Немаловажным было и то, что в компании уже имелся опыт использования систем Microsoft TFS и Microsoft Project, предоставляющих сотрудникам ряда подразделений функционал ресурсного планирования и разработки на разных платформах. Параллельно в компании началась миграция почтовой системы с Lotus на Microsoft, и стало ясно — происходит платформный сдвиг, и вполне естественно, что нужно переходить на стек решений от одного производителя.

Проект по переходу на единую ALM-платформу в «ВымпелКоме» выполняли вместе со специалистами компаний «Альт-Лан Д.C.», Microsoft и SoftServe. Он предполагал постепенный вывод из эксплуатации устаревших решений и сокращение общего количества инструментов, с которыми работает команда, отвечающая за внедрение новых версий информационных систем и эксплуатацию существующих. Акцент был сделан на социализации — специалисты разных подразделений «ВымпелКома» должны работать с одним инструментарием, использовать общую информацию и одинаковую терминологию.

Пилотные проекты автоматизации процессов Change Management и Release Management заняли полгода и позволили проверить работоспособность общей концепции, испытать возможности систем в управлении версиями бизнес-приложений и внесении в них изменений. На базовое внедрение потребовалось полтора года, и столько же ушло на развертывание решения во всей компании с миграцией на него всех подразделений и данных.

Результатом проекта стала единая система отчетности по процессу Release Management, позволяющая собирать показатели по всем подразделениям компании. Были объединены многочисленные бизнес-системы, что позволило, например, использовать готовые шаблоны и избавило от необходимости адаптировать решение к требованиям конкретного подразделения. Платформа ALM предоставляет средства автоматизации всех этапов жизненного цикла информационных систем, развертываемых на базе операционных систем Windows, Linux и др., а средства интеграции с Eclipse IDE и API для. NET, Java и другими средами разработки позволили расширять функционал решения. Широкое применение веб-интерфейса снизило требования к оборудованию рабочих мест разработчиков, многие из которых стали выполнять свои обязанности удаленно. Одно из преимуществ решения — возможность автоматического развертывания (Auto Deployment), снижающая временные затраты и минимизирующая влияние человеческого фактора.

В компании была создана единая база знаний об используемых информационных системах, а руководство получило возможность определять эффективность работы каждого сотрудника по единой системе отчетности, которая формируется средствами Windows Reporting Services, поставляемыми вместе с TFS. Это оказалось очень удобно для компании с такой сложной структурой. Внутри OLAP-куба теперь можно делать различные запросы, помогающие понять, как функционирует ИТ-инфраструктура, и исходя из этого делать выводы о загрузке персонала и оптимизации его работы.

Реализация проекта позволила бизнес-менеджерам видеть все релизы приложений, используемых в компании, отслеживать все планы релизов и сроки завершения лицензионных соглашений для комплексных конфигураций. Достигнутая прозрачность инфраструктуры в части развития информационных систем обеспечила соблюдение нормативных требований, необходимых для присутствия на международных биржах в статусе публичной компании. Кроме того, все артефакты, рабочие элементы и данные по развитию систем находятся теперь в одном месте, что снижает риски, связанные со сменой поставщиков или персонала.

Организационно-административная сложность данного проекта не могла не вызвать противодействия со стороны части персонала. Люди традиционно сопротивляются крупным переменам, они тяжело расстаются с привычными решениями, им приходилось доказывать необходимость унифицировать инструменты, что удавалось сделать не всегда. К тому же следует учесть, что основная цель ИТ-департамента любой компании — удовлетворение бизнес-потребностей. Проекты же, аналогичные выполненному в «ВымпелКоме», — внутренние, направленные на оптимизацию корпоративных процессов, и сложно на них отвлечь людей, загруженных основной работой, заставляя осваивать новые инструменты.

К концу 2015 года планируется завершить процесс миграции всех приложений в новую систему и перевести работу всех специалистов по разработке в единую среду. В планах компании подключить к ALM процесс управления запросами на доработку приложений (Change Management), дополняющий уже интегрированные в решение системы управления конфигурацией (Configuration Management) и проблемами (Incident Management). Планируется также автоматизировать сборку дистрибутивов и управление тестовыми стендами.

***

Для телеком-оператора любой сбой в ИТ-инфраструктуре означает финансовые потери, устранению которых способствует единая система управления версиями критичных для бизнеса приложений. Управление лицензиями и поддержка разнородных систем должны быть организованы на одной платформе, способной работать как с новыми, так и с унаследованными приложениями. Решение на основе ALM позволяет сделать структуру разработки и эксплуатации максимально прозрачной благодаря возможности контроля за изменениями, вносимыми различными департаментами, и стандартизации процессов взаимодействия. Все сотрудники подразделений «ВымпелКома» имеют возможность управления версиями информационных систем, разрабатываемых в интересах компании, и взаимодействия с десятками поставщиков.

Литература

  1. Дмитрий Андреев, Виталий Зайко. Набор для ALM // Открытые системы.СУБД. — 2011. — № 1. — С. 38–41. URL: http://www.osp.ru/os/2011/01/13006977 (дата обращения: 18.12.2015).
  2. Руслан Акмеев. MOF v4: ITIL v3 на практике // Открытые системы.СУБД. — 2008. — № 6. — С. 31–33. URL: http://www.osp.ru/os/2008/06/5341715 (дата обращения: 18.12.2015).
  3. Дмитрий Андреев. DevOps на практике // Открытые системы.СУБД. — 2013. — № 5. — С. 30–31. URL: http://www.osp.ru/os/2013/05/13035994 (дата обращения: 18.12.2015).

Дмитрий Волков (vlk@keldysh.ru) — сотрудник ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, (Москва).

Купить номер с этой статьей в PDF