Только представьте себе, что могло произойти, если бы Билл Гейтс выбрал себе в школе какое-то иное увлечение и погрузился в него так же глубоко, как и в разработку программного обеспечения Давайте вернемся назад, в 1969 год. Именно тогда произошло событие, изменившее ход мировой истории. Двое парней из частной школы Lakeside School в штате Вашингтон взялись отладить работу приложений мини-компьютера PDP-10. Но вскоре легкая забава превратилась в нечто совсем иное. Она увлекла друзей так сильно, что уже через три года ими была создана компания, которая продавала программное обеспечение для организации управления транспортными потоками. К концу 70-х годов они покинули университетские стены (один из них даже бросил учебу) и переехали в Нью-Мексико, где в то время зарождалась новая волна мини-компьютеров.

Ребят тех звали Пол Аллен и Билл Гейтс, а основанная ими компания носила название Micro-Soft. Несколько позже дефис из наименования исчез, а самой компании удалось выгодно продать лицензию на принадлежащую ей операционную систему корпорации IBM, которая затем исправно переводила на счета Microsoft отчисления фактически с каждого ПК, проданного в 80-е годы, а также с большинства компьютеров, поставленных потребителям после 1990 года. В начале становления Microsoft ее ряды пополнились человеком с весьма пробивным характером по имени Стив Балмер, который должен был помочь компании продвигаться вперед. И движение вперед началось - помимо первоначальной специализации, охватывающей область языков программирования и операционных систем, компания приступила к освоению направлений прикладных пакетов, сферы развлечений, оборудования, интерактивного доступа, связи, образования и многого другого. Хотя Microsoft и Билл Гейтс -- не синонимы, на протяжении долгого времени одно имя постоянно ассоциировалось с другим, способствуя росту его популярности, так что теперь их трудно отделить друг от друга. Вместе с тем корпорация Microsoft оказала такое серьезное влияние на формирование, становление и развитие отрасли ПК, что и они стали фактически неотделимы друг от друга. Однако представьте себе, что могло произойти, если бы Гейтс выбрал себе в школе какое-то иное увлечение и погрузился в него так же глубоко, как и в разработку программного обеспечения. Что если бы он почувствовал власть не над PDP-10, а над кухней общественного питания? И полностью отдал бы себя процессу приготовления консоме, оставив манипуляции над кнопками Ctrl-Alt-Del кому-нибудь другому? Боролся бы не с бесконечными циклами, а за улучшение процесса переваривания пищи? Что произошло бы тогда?

Поэтапное обслуживание

С одной стороны, наверное, в мире было бы гораздо меньше сетей быстрого питания. Стремясь к безусловному доминированию в отрасли, Гейтс никогда не допустил бы такой острой конкуренции на рынке. Его противникам была бы уготована судьба компаний WordPerfect, Lotus Development и Stac Electronics, которым пришлось отступить под натиском могучего соперника, и в итоге они сохранили контроль лишь над совершенно незначительной долей рынка. Гейтс добился бы консолидации отрасли общественного питания в рамках нескольких крупных сетей, и они мирно сосуществовали бы с огромным количеством конкурирующих между собой семейных кафе.

Вероятно, на каждой улице открылись бы заведения BurgerSoft (а кое-где вырастали бы целые их гроздья, напоминающие нынешние кофейни Starbuck). В ряде стратегически важных мест изредка попадались бы точки конкурирующего конгломерата KFMcSubwayKing. Цены в ресторанах KFMcSubwayKing были бы несколько выше, а в самих заведениях витала атмосфера безысходности. Правда, качество обслуживания в BurgerSoft уступало бы обслуживанию конкурентов. Посетителям приходилось бы по три-четыре раза возвращаться к прилавку для того, чтобы забрать те части своего заказа, которые еще не были готовы к назначенному времени. А противоположная сторона пыталась бы представить все это в исключительно позитивном свете. Вероятно, такие дополнения назвали бы BurgerSoft Piece Meal и придали им статус не промахов и недочетов, а неких особенностей поэтапного обслуживания.

Начальная загрузка DOS

Первый серьезный старт Microsoft состоялся в середине 70-х, когда компания разработала собственную версию интерпретатора уже популярного в то время языка программирования BASIC, предназначенную для компьютера Altair -- первой модели, доступной широким массам. И когда несколько лет спустя корпорация IBM решила заняться микрокомпьютерами, за средствами поддержки языков программирования она обратилась именно к Microsoft. В свою очередь, в поле зрения Microsoft попал недавний сотрудник корпорации Digital Equipment Гэри Килдалл, который к тому времени организовал собственную фирму Intergalactic Digital Research (впоследствии слово Intergalactic из ее названия выпало), поставлявшую операционную систему CP/M для микрокомпьютеров.

Гейтс вместе с Балмером, ставшим к тому времени вторым человеком в его команде, мгновенно оценили открывавшиеся перед ними перспективы и быстро купили права на одну из версий CP/M, которая распространялась под названием QDOS (Quick and Dirty Operating System). Они предложили IBM приобрести комплексное решение, предусматривавшее поддержку как операционных систем, так и языков программирования, и заключили в итоге фантастическую сделку, которая гарантировала Microsoft отчисления с каждого проданного IBM персонального компьютера. Операционная система MS-DOS стала источником фантастического роста Microsoft и создала условия для проникновения корпорации во множество других областей, где та в конечном итоге сумела занять доминирующее положение.

Если бы вместо этого Гейтс занялся приготовлением гамбургеров, вероятно, корпорация IBM подписала бы прямое соглашение с Килдаллом, заключив гораздо более выгодную для себя сделку на поставку операционной системы CP/M. Никто, кроме Гейтса и Балмера, в том числе и Килдалл, не смог за контурами операционной системы разглядеть денежный станок для печатания денег. Нельзя сказать, чтобы у Килдалла совсем уж не было предпринимательской жилки, но присущий Гейтсу инстинкт победителя оказался чужд ему. Не было у него и опытных юристов, способных вовремя запугать адвокатов IBM, напомнив им об особых условиях договора. Если бы удача DOS не наполнила денежные сейфы компании, которая стремилась занять доминирующее положение в мире, революция ПК проходила бы совсем по иному сценарию.

Упор на приложения

В 90-е годы за разными типами прикладных программ люди обращались к разным компаниям. Если возникала потребность в электронных таблицах, они шли в Lotus Development. Для тех, кому требовался текстовый процессор, очевидным выбором являлся WordStar, а впоследствии WordPerfect. Нужно провести презентацию? Естественно, выбор падал на программу Harvard Graphics компании Software Publishing. Что касается электронной почты, имело смысл воспользоваться предложениями поставщиков соответствующих специализированных средств - CompuServe или MCI Mail. Если, конечно, электронная почта вообще была вам нужна.

Однако Microsoft изменила привычную расстановку сил. Благодаря деньгам, получаемым за MS-DOS, корпорация вкладывала огромные ресурсы в разработку и продвижение своих приложений. Гейтс и его компания нашли беспроигрышный способ привлечения все новых и новых клиентов. Для этого достаточно было интегрировать имеющиеся у них приложения в рамках единого офисного пакета. Конечно, идею эту изобрели не в Microsoft (в конце концов, ведь такое существовало и раньше), однако корпорации удалось «подвинуть» и могучую - благодаря всемирной славе dBase - в то время Ashton-Tate, и компанию Lotus Development с ее системными порывами и назойливо рекламируемыми пакетами Framework и Symphony. В итоге история все расставила по своим местам. Но если бы Гейтс выбрал для себя карьеру шеф-повара, он продавал бы чизбургеры и жареных цыплят в коробках, а на арене ПК происходило бы нечто совсем иное.

Помимо крупных разработчиков приложений WordPerfect и Lotus Development, ресурсы которых к началу 90-х годов заметно истощились, на рынке всегда оставалось место и для серьезных новичков, а потому через пару десятилетий жесткой конкурентной борьбы могло бы случиться так, что вместо одного гиганта на рынке присутствовало бы сразу несколько достаточно мощных игроков.

Естественно, к офисным пакетам присматривались и другие. Компания Borland, возглавляемая выходцем из Франции Филипом Каном и поставлявшая разрозненные средства программирования, сделала целый ряд серьезных шагов в данном направлении. В конце 80-х годов достаточно большое количество пользователей было собрано под эгидой Quattro - продолжателя дела Lotus 1-2-3. Разработчикам удалось добиться серьезных успехов в деле проектирования СУБД Paradox. Развивалось семейство продуктов Turbo, а в 1989 году с программой Sprint компания Borland вышла даже на рынок текстовых процессоров. (Правда, особых успехов добиться ей здесь не удалось, - возможно, потому что сферы влияния в этом секторе уже поделили.) Кан определенно перенимал тактику Гейтса: чтобы победить, нужно преследовать противника, и, если бы на его пути не оказалось Гейтса, он несомненно обратил бы свое оружие против Lotus и Ashton Tate. (В действительности так и произошло: в 1991 году Borland купила Ashton Tate.) Borland добавила в интригу и немного юмора. Первую пресс-конференцию Borland на выставке Comdex Кан устроил в ресторане быстрого питания. (Наверное, такое мероприятие весьма живописно смотрелось бы в заведении BurgerSoft.) А у программного обеспечения Paradox имелась пара альтернативных пиктограмм для Windows: на одной из них были изображены две водоплавающие птицы, а на другой -- две деревянные пристани. Из пары уток (ducks) и пары причалов (docks) складывалось название Paradox. Как видите, каламбуру нашлось место и в бизнесе.

Gooey и GUI

А вот еще один пример игры слов, позволяющий провести определенную аналогию: еда иногда бывает вязкой и тягучей (gooey), а у операционной системы должен быть графический пользовательский интерфейс (GUI). Если же продолжить тему пиктограмм, нельзя не отметить, что на этом построен весь бизнес Windows. Не было бы Microsoft, не появилось бы и объектно-ориентированной многозадачной операционной среды для ПК, не так ли? А вот и нет. Идею одновременного запуска сразу нескольких приложений и создания для этого специального графического интерфейса Microsoft начала продвигать в 1985 году. Но еще в 1984 году с аналогичной инициативой выступила компания Apple, предложившая такое решение миллионам пользователей компьютеров Macintosh. Само же понятие графического пользовательского интерфейса (Graphical User Interface, GUI) появилось за год до того, как Гейтс и Аллен приступили к отладке приложений PDP-10 — то есть в 1968 году.

Именно тогда несколько сотрудников из Стэнфордского научно-исследовательского института продемонстрировали на компьютерной конференции в Сан-Франциско радикально новую компьютерную систему. ИТ-профессионалы внимательно следили за событием, которое впоследствии назвали "матерью всех демонстраций". Мероприятием руководил Даг Энгельбарт, продемонстрировавший операции копирования текстов и вставки, поиска и замены, поддержки гипертекста, динамического связывания файлов, а также организации взаимодействия между компьютерами за счет совместного использования экранных ресурсов. Кроме того, участникам мероприятия было показано причудливое координатно-указательное устройство, которое Энгельбарт назвал "мышью".

В ходе демонстрации были представлены результаты шести лет исследований, и в течение последующих полутора десятилетий именно на основе этих идей основывались все новаторские решения в области операционных систем. В 1973 году в исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто был создан компьютер, поддерживавший систему окон, пиктограмм, меню и координатно-указательное устройство Энгельбарта. Любовь представителей ИТ-отрасли ко всевозможным аббревиатурам неистребима, и, словно в подтверждение этого, новая операционная среда получила название WIMP (Windows, Icons, Menus, Pointing Device). Спустя пять лет компания Xerox поставила 50 подобных компьютеров Alto в три университета: Стэнфордский, Университет Карнеги-Меллона и Массачусетский технологический институт. Еще через год разработчики показали свою систему представителям компании Apple Computer. А между тем в параллельном мире Билл Гейтс уже вовсю внедрял новаторские решения на промышленной кухне, компания McDonald's представила концепцию Happy Meal. В заведениях BurgerSoft в этот момент появились бы комплекты BillBurger Bundle с еще более дешевой и хрупкой пластиковой игрушкой. Следуя политике регулярных обновлений, во время своего следующего визита посетители могут заменить ее на модернизированную версию.

До появления компьютеров IBM PC оставался еще год. А к 1984 году, когда компания Apple начала поставки своего оборудования Macintosh, на сцене уже появилась коммерческая графическая операционная среда Digital Research GEM. Компания Digital Research, в активе которой имелась CP/M, разработала версию операционной системы, прекрасно работавшей на оборудовании Amstrad в Европе и на машинах Tandy в США. Первые попытки переноса аналогичного функционала на платформу IBM PC выглядели гораздо менее ярко: среда переключения задач DESQview, разработанная компанией Quarterdeck, демонстрировала неплохую производительность, но качество графики оставляло желать лучшего. Соответствующие задачи позволял решать и симпатичный механизм IBM TopView. Если бы Гейтс занимал в мире ПК не столь прочное положение, перенос среды GEM на данную платформу мог бы полностью изменить всю картину происходящего. И, хотя в мире ПК эта среда никогда не играла главенствующей роли (если не считать поклонников системы компьютерной верстки Ventura Publisher, которая поставлялась с версией исполняемой среды GEM), потенциал у нее тем не менее был весьма неплохой.

И если бы не было Windows, среда GEM легко могла бы перекочевать на платформу IBM, заняв там доминирующее положение. Возможно, ей удалось бы охватить своим влиянием и отдельные фрагменты мозаики Apple, - в конце концов, система Mac OS работала только на одной платформе, а GEM обладала хорошей переносимостью. Возможно, мир микрокомпьютеров формировался бы совсем по-другому, и вместо распределения сфер влияния исключительно между Macintosh и ПК здесь присутствовало бы множество самых разных платформ.

Какой же вывод можно сделать из всего этого? Если бы Гейтс думал не о компьютерных технологиях, а о том, как накормить массы, на разных аппаратных платформах не работала бы одна и та же графическая операционная система, а разнообразие присутствующих здесь приложений не уступало бы ассортименту шведского стола. А инициатива BurgerSoft постепенно прокладывала бы себе путь с кухонь в мир СМИ. Балмер вел бы собственное кулинарное шоу, тесня на экране знаменитых шеф-поваров.

Приказ покончить с хаосом

Конечно, к стандартизации отрасль привело именно наличие монстров вроде Microsoft, во главе которых стояли такие яркие личности, как Гейтс. Но нельзя забывать и о том, что бизнес не любит хаоса, поэтому в любом случае рано или поздно отрасль начала бы ускоренными темпами двигаться в данном направлении.

При этом мы стали бы свидетелями распространения множества различных платформ. А также возникновения дополнительных затруднений, обусловленных необходимостью поддержки различных форматов файлов для всех существующих приложений. Представьте себе программное обеспечение типа DataViz MacLink или Conversions Plus, но без пользовательского интерфейса.

Что касается интерфейсов, здесь доминировала бы Apple. Ее руководство никогда не допустило бы, чтобы операционная система и прочие важные компоненты были похожи на программное обеспечение, работающее на других компьютерных платформах. Правда, в конечном итоге Apple все же удалось переступить через свой образ элитарности и превосходства, наладив поставки типовых машин делового назначения. Но избранный компанией подход, свойственный производителям роскошных автомобилей, оставлял другим массу пространства для выпуска экономичных моделей компьютеров, ориентированных на представителей малого бизнеса и домашних пользователей. А пользователи систем GEM и DESQview были вполне довольны тем, что у них уже имелось, не понимая, к чему развернута вся эта шумиха.

Между тем как в этом, так и в параллельных мирах все давно готовились к революции микрокомпьютеров -- с Гейтсом или же без него. Корпоративным клиентам поставлялись мэйнфреймы IBM и мини-компьютеры DEC, компании были привязаны к соответствующим сервисным контрактам. В 60-е годы трудно было представить, что вычислительными машинами могут пользоваться обычные люди. Но время шло, ситуация менялась, и с наступлением эры микрокомпьютеров компьютерное сообщество стало тосковать по сетевым возможностям, которые предоставляли им мэйнфреймы.

К счастью, совместными усилиями военных, правительства и академических институтов в мире уже начала формироваться новая крупная сеть. С конца 60-х годов сеть, которая сегодня известна нам под именем Internet, потихоньку стала плести свою паутину. В условиях фрагментированного мира микрокомпьютеров стремление к стандартизации протокола TCP/IP и построению работоспособных каналов связи было весьма велико.

А подключившиеся однажды к сети пользователи и дальше следовали бы курсом, проложенным академическими институтами. И переход к World Wide Web произошел бы сразу при появлении такой возможности. Ведь графический слой поверх текстового фундамента -- подобно надстройке Windows 3.1 над DOS (или GEM над CP/M в мире, не подвластном Гейтсу) -- смотрелся явно предпочтительнее. Решив эту задачу, можно было бы начать переход к приложениям коллективной работы и системам хранения. Доминирующее положение заняли бы технологии Java или нечто подобное. Причем, независимо от выбранной компьютерной платформы, общая перспектива компьютерного мира выглядела бы точно так же. Короче говоря, в любом случае мы продвигались бы в том же самом направлении, в котором идем сейчас.

А направление это уходит своими корнями... в мир мэйнфреймов. Мы словно бы возвращаемся в 1969 год, когда на факультативных занятиях двое юных учащихся средней школы приступили к отладке приложений, размещенных на местном сервере. Давным-давно они основали свою собственную компанию и, совершив резкий рывок, определили - настолько, насколько это вообще было возможно, дальнейший 40-летний цикл развития компьютерных технологий. Остается надеяться, что и в будущем нас ждет такое же яркое и интересное развитие событий, которое мы наблюдали на протяжении предыдущих 40 лет.

Об авторе: Мэтт Лейк, ранее работал в ИТ-подразделениях ряда корпораций и местных органов власти. В настоящее время руководит компьютерным направлением в крупной школе. И ждет не дождется, когда мечты о BurgerSoft превратятся в реальность, ведь ему очень хочется выставить на торги на аукционе eBay игрушки Burger Bundle.