Прошедший в Барселоне 3GSM World Congress стал первой крупной международной конференцией, на которой еще недавно самостоятельные компании Alcatel и Lucent выступили «в одном лице».

После слияния, об официальном завершении которого было объявлено 30 ноября прошлого года, и приобретения у Nortel Networks бизнеса, связанного с выпуском оборудования для сетей 3G, среди немногочисленных производителей с годовым оборотом более 25 млрд долл. появился весьма амбициозный игрок. Согласно данным, которые привела на барселонской пресс-конференции Мэри Чен, президент подразделения беспроводных решений Alcatel-Lucent, компания занимает первые места в сегментах систем широкополосного доступа, оборудования CDMA, мультисервисных глобальных сетей, решений IMS и Triple Play, оборудования для наземных и подводных оптических каналов связи, коммутационных и радиорелейных устройств. Второе место ей принадлежит в сегментах средств граничной маршрутизации для сетей IP/MPLS, Ethernet-оборудования операторского класса и устройств GSM/EDGE (на быстро развивающихся рынках). Alcatel-Lucent участвует в деятельности 130 организаций, разрабатывающих и утверждающих отраслевые стандарты.

Мэри Чен: «Правила игры на рынке определяют уже не операторы, а конечные потребители услуг»

Такие позиции позволяют компании не только оперативно реагировать на рыночные тенденции, но и непосредственно влиять на направления дальнейшего развития отрасли. Рассуждая о тенденциях, руководители Alcatel-Lucent отмечают два ключевых момента.

Во-первых, правила игры на рынке определяют уже не операторы, а конечные потребители услуг связи. Типичными проявлениями смещения фокуса можно считать потребность в постоянной доступности мобильной связи, в свободе коммуникаций и возможности их использования для повышения продуктивности, о чем все более настойчиво заявляют абоненты. Не стоит сбрасывать со счетов социальные сети и свободный обмен контентом, генерируемым пользователями. Если верить оценкам Technorati и Gartner, за последние три года число блогов во всем мире увеличилось в 100 раз и к концу текущего года достигнет 100 млн. В минувшем году 50–65% трафика, загруженного из Internet, было связано с одноранговыми сетями. А в трафике, отправленном во Всемирную сеть, эта доля порой доходила до 90%. В четырех крупнейших одноранговых сетях (BitTorrent, eDonkey, FaseTrack и Gnutella) 62% трафика приходились на видео, 11% — на аудиофайлы и только 27% — на игры, ПО и другие виды контента.

Во-вторых, прежде разрозненные области индустрии сегодня напрямую сталкиваются в битве за кошелек потребителя. В сфере технологий наиболее явным проявлением этой тенденции стала конвергенция фиксированной и мобильной связи, а в бизнесе — выход в сектор услуг связи теле- и кинокомпаний (Disney, Cox Communications), а также крупнейших Web-проектов (Google, eBay). В изменившихся условиях важнейшими факторами поддержания конкурентоспособности оператора оказываются не предложение комплексного пакета услуг и широкополосного канала связи, а персонализация сервисов, их удобство для абонента и скорость вывода на рынок.

В Alcatel-Lucent считают, что естественным ответом операторов на перемены должна стать комплексная трансформация, которая затрагивает все составляющие телекоммуникационного бизнеса. В области сетевой инфраструктуры это — построение интеллектуальных сетей, способных подстраиваться под потребности абонентов и параметры сервисов и обеспечивающих необходимый уровень информационной безопасности. Да и сами сервисы должны стать ареной непрерывных инноваций, направленных, в частности, на поддержку разных каналов доступа, терминальных устройств и мультимедиа-трафика. Наконец, переход телекоммуникационных сервисов в массовую категорию требует изменения бизнес-моделей, упрощения доступа потребителей к услугам, модернизации последних исключительно программными средствами, использования высокомасштабируемых решений.

Существенную роль в новых условиях начинает играть управление сведениями об абонентах. Оно требует агрегации данных в разрозненных системах и включает в себя управление идентификационными данными, профилями абонентов, информацией об их доступности, об имеющихся ресурсах, качестве предоставляемых услуг и т.д.

Поддержка трансформации сетей, сервисов и бизнеса операторов компанией Alcatel-Lucent находит отражение в конкретных цифрах. К февралю 2007 года на базе продуктов этого производителя были внедрены IMS-сервисы более чем в 20 сетях мобильной связи, во всем мире были запущены свыше 40 проектов Triple Play, а отдельные услуги передачи телевизионного, видео- и музыкального контента предоставлялись в 115 сетях. Решения Alcatel-Lucent для управления данными об абонентах используются в 160 сетях и охватывают пятую часть глобальной абонентской базы.

Экспозиция компании на 3GSM World Congress стала естественным продолжением взглядов производителя на будущее мира мобильной связи. Совместно с испанским оператором Abertis Telecom компания провела живую демонстрацию услуг мобильного телевидения на базе Unlimited Mobile TV. Эта система, базирующаяся на предварительной версии будущего стандарта DVB-SH (Digital Video Broadcast Satellite-to-Handhelds), стала одним из первых примеров объединения наземных и спутниковых каналов связи и приложений для предоставления доступа к телевизионному контенту владельцам мобильных терминалов. Купившая значительную долю в Eutelsat испанская Abertis теперь намерена воспользоваться спутником W2A (построенным, кстати, Alcatel Alenia Space) и наземными повторителями S-спектра (2,2 ГГц) для предоставления телевещательных услуг абонентам мобильных сетей на всем европейском континенте.

На одном из своих стендов Alcatel-Lucent совместно с другим испанским оператором, Iberbanda, предоставила посетителям возможность в условиях реальной выставочной среды опробовать в действии мобильную версию технологии WiMAX (стандарт 802.16e-2005) в частотном диапазоне 3,5 ГГц. Желающим были предоставлены ноутбуки с соответствующими антеннами, и им были доступны Web-навигация, потоковое видео и VoIP. Одновременно фирма объявила о начале коммерческих поставок оборудования для мобильных сетей WiMAX всем заинтересованным операторам.

Из других демонстрировавшихся решений отметим:

  • средства адресной доставки на мобильные терминалы рекламного контента с поддержкой интерактивных функций;
  • систему, распространяющую услуги IPTV на мобильные устройства и обеспечивающую непрерывность просмотра при переключении с привычного монитора на мобильный терминал;
  • средства универсальной доставки контента на разные устройства по произвольной среде передачи и управления этим процессом (соответствующее решение Content Management System разработано совместно с IBM);
  • мобильное Internet-кафе с доступом во Всемирную сеть с помощью средств WiMAX, которое на стенде компании выглядело, как трехколесный мотоцикл;
  • разнообразные сервисы и приложения на базе IMS;
  • решения для сетей мобильной связи поколения 3G+ (HSUPA, LTE, CDMA20001xEV-DO Revision A), в том числе мультистандартная базовая станция, поддерживающая одновременно технологии GSM, UMTS и WiMAX.

На Конгрессе было объявлено о первом в России и СНГ коммерческом внедрении GSM/EDGE-платформы нового поколения, которая объединяет контроллеры/серверы Alcatel-Lucent 9130 BSC/MFS на базе архитектуры ATCA (Advanced Telecom Computing Architecture). Заказчиком стал «ВымпелКом», планирующий с помощью разработок Alcatel-Lucent оптимизировать свою сетевую архитектуру, сократить расходы на развертывание новых сетевых систем, обеспечить ускоренное внедрение услуг и полностью перейти на технологию IP.