К 31 января уровень проникновения услуг мобильной связи в столице России (исчисляемый по количеству проданных SIM-карт) составил 158%.

Московский сотовый рынок стал похож на огромную перенаселенную коммунальную квартиру. В этих условиях операторский бизнес развивается, главным образом, за счет переманивания абонентов у других компаний. И ключевой инструмент реализации данной стратегии – регулярное вбрасывание на рынок новых привлекательных тарифных планов.

Если судить по данным «Комкона», лучше других с задачей переманивания абонентов справляется «МегаФон-Москва»

Если судить по данным исследовательской компании «Комкон», лучше всех с такой задачей справляется «МегаФон-Москва». За прошедший год оператор нарастил абонентскую базу с 3,2 до 5,2 млн пользователей и увеличил свою рыночную долю с 14,2 до 19,6%. При этом развитие его бизнеса во многом обусловлено положительным балансом в уравнении, описывающем миграцию абонентов между столичными сетями «Билайн», МТС и «МегаФон-Москва».

Статистка, собранная «Комконом» на столичном рынке, показывает, что за минувший год число абонентов, перешедших в «МегаФон» из МТС, на 11% превысило количество «перебежчиков» в противоположном направлении. Результирующий вектор на графике перемещения абонентов между «Билайном» и «МегаФоном-Москва» также направлен в сторону последнего (на 5% больше).

В конце февраля у «МегаФона» появился ТП «Домашний». Новые тарифные предложения – хороший стимул для увеличения абонентской базы, в том числе за счет клиентов, подумывающих о смене оператора. И все же поддерживать высокие темпы развития, подбрасывая «в топку» свежие тарифы, сотовым компаниям все сложнее. «Из-за перенасыщения рынка эффективность новых ТП уменьшается. Если два-три года назад активный жизненный цикл тарифа (время интенсивных подключений) оценивался в шесть и более месяцев, то сейчас он сократился примерно до трех, – говорит Лариса Ткачук, коммерческий директор «МегаФона». – Мы стараемся максимально продлевать жизненный цикл каждого тарифа посредством специальных маркетинговых инициатив».

Если Лариса Ткачук права, то межсетевая миграция абонентов в московском регионе вскоре должна замедлиться. Приостановится и более-менее активное перераспределение рыночных долей между основными игроками. Новую жизнь в конкурентные процессы может вдохнуть только революционное расширение спектра услуг мобильной связи, о котором нам уже который год твердят основные претенденты на лицензии 3G.