Представители телекоммуникационной отрасли наконец-то дали точное определение рыночных процессов, порожденных всеобщей «интернетизацией». По их мнению, телекоммуникационный рынок, а точнее — сегмент услуг передачи данных, маргинализируется (см. статью «Дорога в меняющийся мир» в этом номере), и с таким диагнозом трудно не согласиться.

Раньше клиентские базы операторов связи были пусть небольшими, но достаточно стабильными, а главное, приносили гарантированные доходы. Нынешние поставщики Internet-услуг, такие как Yahoo!, Google или Skype, могут похвастать огромной интернациональной армией пользователей. Однако эти клиенты не приносят доходов, поскольку многие из предоставляемых им услуг абсолютно бесплатны. Правда, за межсетевые звонки взимается символическая плата, но она почти незаметна в бюджетах компаний.

Благодаря массовому распространению Internet в мире произошел не только пресловутый «сдвиг телекоммуникационной парадигмы», но и очевидный сдвиг в сознании пользователя. Он с удовольствием обнаружил, что за потребляемые блага вовсе не обязательно платить. Российские провайдеры наивно полагают, что приучат клиентов платить за телевизионный контент, но темпы подключения к услугам IPTV пока не впечатляют.

Люди снова забыли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И что кто-то должен платить за их свободное общение, так как сервис-провайдерам необходимо хотя бы компенсировать текущие расходы на поддержание бизнеса. Сегодня этот «кто-то» с большим кошельком временно найден: инвесторы фондового рынка мечтают вложиться в любой бизнес, гарантирующий 100 или даже 200% годовой прибыли.

Не случайно акции Google, eBay и других Internet-компаний растут как на дрожжах — инвесторы добровольно желают быть обманутыми, подобно участникам отечественных финансовых пирамид. Владельцы порталов и площадок для размещения блогов, поставщики бесплатных Internet-сервисов и создатели «социальных сетей» до сих пор не знают, как «конвертировать» их многомиллионные клиентские базы в реальные деньги. Поэтому они продают акционерам лишь потенциальную возможность получения доходов, а не долю в работающем бизнесе.

Единственная надежда — на рекламодателей, которые могут узреть в виртуальных сообществах целевую аудиторию для продвижения товаров и услуг. Например, Coca-Cola объявила, что собирается рассматривать мобильную рекламу как альтернативу телевизионной. Только от громких деклараций до практических шагов — огромная дистанция. Хватит ли у жаждущих быстрых денег фондовых спекулянтов терпения дождаться того момента, когда рекламные показы окупят затраты Internet-компаний на предоставление бесплатных услуг? Если нет, то телекоммуникационный рынок неминуемо ждет повторение истории начала 2000-х годов.

Игорь Елисеев, главный редактор, i_eliseev@osp.ru