Ответы на эти вопросы содержатся в отчете международной новостной организации IDG News Service, действующей в рамках группы компаний International Data Group.

Основная идея разработки данного соглашения - предоставить региональным рынкам план освобождения от монополии национальных операторов в сфере услуг, связанных с передачей голосового сигнала, данных, факсимильных сообщений, беспроводной связи и аренды линий связи, а также от высоких тарифов на эти услуги. Согласно договору каждая из 72 стран-участниц будет открывать свой внутренний рынок для зарубежных компаний в соответствии с индивидуальным графиком. Многие страны останутся недоступны для иностранных операторов еще по крайней мере год-два, а на отдельных рынках острая конкурентная борьба операторов разной национальной принадлежности будет продолжаться.

Отчет IDG News Service дает представление об уровне конкуренции в этих странах и регионах, а также позволяет оценить, в каком положении находится реформа рынка телекоммуникационных услуг в тех странах мира, в которых отмечается заметное присутствие американских фирм.

Зачатки конкуренции в Азии

В Азии процесс снятия государственных ограничений идет медленнее, чем в Западной Европе и США, и все изменения происходят в общем русле стремления азиатских стран сделать свои рынки более открытыми. В настоящее время в этом регионе представлен весь спектр рыночных отношений, от полностью свободного рынка Австралии до в значительной степени регулируемых государством рынков Китая и Таиланда. В Австралии зарождаться открытый рынок начал в июле 1997 г. Тогда в стране было три компании-оператора, но к концу 1998 г. их число достигло 25. Такие страны, как Гонконг, Индия, Индонезия, Малайзия и Сингапур, по уровню государственного регулирования находятся где-то посередине между этими двумя полюсами. На Тайване сфера телекоммуникаций пока монополизирована государством, но есть сведения, что в следующем году лицензию получит один коммерческий оператор.

Китай

В Китае монополистом по-прежнему остается China Telecom, хотя с 1994 г. компания China Unicom получила право на проведение операций. По данным Gartner Group, к концу прошлого года China Telecom имела 101,6 млн клиентов, в то время как у China Unicom их число к октябрю 1998 г. достигло чуть более 3 тыс. Деятельность обоих операторов практически полностью контролируется правительственными органами. Перед Unicom стоит сложная задача завоевания рынка, так как до недавнего времени сфера ее деятельности была весьма ограничена.

По мнению аналитиков, WTO вряд ли удастся склонить Китай к открытию своего рынка телекоммуникаций для иностранных компаний, ведь данную отрасль промышленности рассматривают в этой стране как стратегическую.

Гонконг

Здесь рынок находится под контролем Hong Kong Telecommunications (HKT), хотя на него пытаются пробиться как местные, так и иностранные компании. В 1995 г. рынок был формально открыт, однако с той поры ни одной из пришедших на него компаний, ни Hutchison Telecom, ни New T&T, ни New World, не удалось достичь заметных успехов, - на долю HKT и сейчас приходится 98% этого рынка. Тем не менее в марте 1998 г. НКТ лишилась монополии на услуги международной связи, а в январе текущего года лицензию на перепродажу этих услуг (ISR, International Simple Resale) получили British Telecommunications (BT) и Singapore Telecommunications (Sing Tel). Лицензия ISR позволяет компаниям предоставлять услуги международной связи по арендуемым у других компаний-операторов каналам. Лицензии на предоставление международных услуг на собственном оборудовании операторов Гонконг начнет предоставлять с 1 января 2000 г.

Япония

Постепенно становящийся все более открытым телекоммуникационный рынок Японии по-прежнему доставляет много хлопот представителям торговых организаций США. Однако благодаря введению ряда ограничений на вмешательство со стороны государства стоимость услуг снижается и деятельность на японском рынке иностранных компаний упрощается.

Теперь реселлеры имеют возможность предоставлять услуги по арендуемым каналам сетей других компаний-операторов, и тарифы на международные услуги связи стали снижаться. Например, за последние четыре месяца средняя стоимость трехминутного разговора между Японией и США упала с 450 до 200 иен, т.е. составляет примерно 1,8 долл. Дальнейшее снижение базового тарифа ожидается в июле 1999 г., когда операторам, владеющим инфраструктурой связи, будет позволено изменять тарифы без согласования с Министерством почт и телекоммуникаций.

Ограничение государственного вмешательства разрушает стену между операторами, работающими на местном и международном рынках. Так, осенью прошлого года MCI WorldCom приступила к развертыванию в Японии собственной волоконно-оптической сети, а получивший большую свободу деятельности гигант японской телекоммуникационной индустрии Nippon Telegraph & Telephone (NTT) сейчас перестраивает модель бизнеса, чтобы предоставлять компаниям услуги связи по всему миру. NTT организует собственную службу Arcstar - комплекс сетевых сервисов, ориентированный на представителей бизнеса.

Сингапур

В Сингапуре первые конкуренты Sing Tel должны появиться в апреле 2000 г., когда ее монополия, согласно графику WTO, будет нарушена деятельностью международного консорциума StarHub - совместного предприятия, куда наряду с местными фирмами Singapore Power и Singapore Technologies вошли английская BT и японская NTT. Консорциум планирует построить собственную оптоволоконную магистраль на базе кабельных каналов, принадлежащих Singapore Power. В преддверии конкуренций Sing Tel недавно объявила о снижении тарифов на международную связь и ISDN-услуги более чем на 40%.

Таиланд

По мнению аналитиков, тот факт, что в этой стране принятие нового законодательства по телекоммуникациям было отложено, может затормозить крепнущие здесь тенденции либерализации. В настоящее время в Таиланде происходит приватизация двух крупнейших компаний операторов связи - Telecommunications Organization of Thailand и Communications Authority of Thailand. Кроме того, в октябре 1999 г. должна приступить к исполнению обязанностей новая государственная организация по регулированию деятельности операторов связи. Однако, как считает большинство обозревателей, до тех пор пока не будут приняты новые законы, рынок Таиланда будет закрыт для иностранных операторов. По мнению одного из официальных государственных чиновников телекоммуникационной отрасли Таиланда, полностью открытый рынок здесь сформируется не ранее 2006 г.

Африканский континент не торопится

Страны Африки движутся в направлении рыночных реформ постепенно, осуществляя их в основном путем приватизации государственных предприятий. Прежде чем создавать дополнительную конкуренцию, оцениваются возможности национальных операторов. Такой подход характерен для Гвинеи, Берега Слоновой Кости, Сенегала и Южной Африки, где приватизированные компании в течение нескольких (не менее четырех) лет имеют эксклюзивные права на предоставление услуг связи. В то же время правительства этих стран устанавливают компаниям жесткие сроки по развертыванию услуг. По мнению аналитиков фирмы Pyramid Research (Кембридж, шт. Массачусетс), другие африканские страны пойдут по тому же пути, поскольку это позволяет сохранить некоторый контроль за деятельностью операторов.

Иностранные телекоммуникационные компании рассматривают Африку как огромный потенциальный рынок. По оценкам Международного союза электросвязи, почти в 55 странах континента на 100 жителей приходится лишь 1,88 телефонных номеров. (Для сравнения, в США это число составляет 64,37.)

Южная Африка

Та же группа аналитиков из Pyramid Research полагает, что в Южной Африке либерализация рынка вряд ли наступит до 2002 г., т.е. не ранее, чем истечет срок эксклюзивных прав компании Telkom SA. Тем не менее несколько других игроков, в частности государственное предприятие электросвязи Eskom, а также фирма Transtel, отделение транспортной компании Transnet, готовятся составить конкуренцию Telkom SA. И здесь следует отметить, что в 1997 г. правительство Южной Африки продало 30% собственности Telkom за 927 млн долл. консорциуму Thintnana, включающему SBC Communications и Telekom Malaysia.

Открытый рынок Европы

Телекоммуникационные рынки Европы можно условно разделить на три части: страны-лидеры, основная группа и группа стран, плетущихся в хвосте. Лидеры - скандинавские страны и Англия уже давно открыты для свободного рынка. В основной группе стран отмечается устойчивое движение в этом же направлении, которое иллюстрируется ценовыми войнами в Германии и прокатившимся протестами, во всех европейских странах, против повышения тарифов за пользование Internet. В арьергарде - Россия и Греция с недостаточно развитой телекоммуникационной инфраструктурой. Греция, согласно правительственным планам, будет открыта для иностранных конкурентов только в 2001 г.

В Европе нет серьезных конкурентов национальным провайдерам местной связи, хотя альтернативу могли бы составить операторы мобильной телефонной связи кроме тех, которые предлагают низкие цены для местных вызовов. В области кабельных сетей конкуренции тоже не наблюдается. Так, в Германии ведущая телекоммуникационная корпорация владеет большой долей в одной из крупнейших компаний кабельного телевидения. В Бельгии и Нидерландах кабельные сети довольно старые и не используются в той же мере, что в США, для доступа к магистральным каналам связи. Зато в Европе очень развиты высокоскоростные сети передачи данных на базе каналов ATM и frame relay.

Вообще, в Европе тарифы имеют тенденцию к снижению, поэтому при заключении контракта на какие-либо услуги связи следует обязательно предусмотреть пункт повторного обсуждения условий, который дает возможность воспользоваться очередным уменьшением расценок на услуги.

Финляндия

Об уровне развития телекоммуникаций Финляндии говорит тот факт, что эта страна - пионер в области предоставления банковских услуг через Internet. Финский потребитель с помощью мобильного телефона может купить кока-колу в автомате и заплатить за мойку своего автомобиля. Финляндия относится к европейским странам, где высокая скорость передачи данных и, пожалуй, наибольший в Европе процент жителей, имеющих выход в Internet. Либерализация в сфере телекоммуникаций пришла в страну в 1994 г., открыв доступ новым компаниям-операторам к предоставлению услуг мобильной, дальней и международной связи. Тем не менее национальная компания Sonera до сих пор контролирует примерно половину всего трафика голосовой связи и передачи данных, кроме того, обслуживает примерно 70% всех мобильных пользователей в своей стране. В области телефонии ее основным конкурентом является консорциум Finnet, в который входит ряд местных телефонных компаний.

Франция

Несмотря на то что во Франции сейчас 40 провайдеров связи, использующих проводные каналы, основными игроками остаются две наиболее крупные компании - France Telecom SA и (вторая по величине) Cegetel. В течение 1998 г. (первого года открытой конкуренции на рынке) France Telecom снизила тарифы на международную связь и на услуги по арендуемым линиям для корпоративных клиентов. Однако снижения расценок требуют также любители Internet, заявляя, что высокие цены не дают Всемирной сети в полной мере развиваться во Франции.

Германия

В этой стране после открытия в прошлом году рынка телекоммуникаций расценки на услуги дальней связи упали на 70%, а доля бывшего монополиста - Deutsche Telekom сократилась на 20%. И хотя Deutsche Telekom по-прежнему принадлежит 97% местной телефонной сети, в феврале текущего года в Германии были введены в действие специальные тарифы на предоставление в аренду "последней мили", т.е. на услуги кабельной связи с домами абонентов. Низкие расценки не очень удовлетворили Deutsche Telekom, хотя, по мнению компаний-конкурентов, условия либерализации могли бы быть для них еще более мягкими. Сейчас предоставлять услуги аналоговой связи владельцам частных домов (а они составляют примерно 90% общего объема услуг) провайдерам все еще невыгодно. Со своей стороны Deutsche Telekom утверждает, что конкуренты, которые не вложили средств в создание сетевой инфраструктуры, благодаря низким тарифам оказываются в неоправданно выгодных условиях. Действительно, таким фирмам, как Talkline, Tele2 Telecommunications и MobilCom, которые по сути перепродают сервис Deutsche Telekom, конкурировать значительно проще, чем крупным компаниям Mannesmann Arcor и Viag Intercom, создавшим свои собственные сети связи.

Греция

Коммуникационная инфраструктура Греции не развита, и множество сельских районов страны вообще не имеют телефонной связи. Греческий рынок откроется для иностранных фирм не ранее 2001 г. По данным английского отделения аналитической фирмы IDC, местная компания OTE сейчас активно создает базовую коммуникационную инфраструктуру.

Ирландия

Либерализация телекоммуникационного рынка началась в этой стране с декабря прошлого года, когда лицензии получили 29 операторов, из них 21 - полную лицензию на услуги передачи телефонии и данных, 8 - базовую лицензию, которая дает только право на передачу данных (без телефонии). Местный монополист - Telecom Eireann уже испытывает конкуренцию со стороны операторов мобильной связи, теперь к ним прибавились компании, предоставляющие услуги проводной связи, в числе которых East Telecom, WorldCom, а также совместное предприятие BT и ирландской энергетической компании Electricity Supply Board.

Италия

С начала текущего года 10 итальянских компаний получили лицензии на предоставление услуг проводной связи по всей стране, еще 22 - лицензию на проведение местных операций. Число абонентов мобильных сетей стремительно растет и операторы предлагают самые разнообразные схемы тарифов и скидок. По мере вступления в игру новых участников тарифы на услуги связи выглядят все привлекательнее. Так, в начале 1999 г. компания Telecom Italia - монополист итальянских телекоммуникаций - в ответ на усиливающуюся конкуренцию была вынуждена очередной раз снизить тарифы на услуги дальней и международной связи.

Россия

Наилучшая инфраструктура создана в крупнейших городах. Так, в Москве показатель телефонизации достигает 40-45%, в Санкт-Петербурге - 30%. В то же время в провинции, согласно данным IDC, этот показатель опускается до уровня 5% (по данным Госкомсвязи в конце 1998 г. телефонная плотность на местных телефонных сетях составляла 20,2 телефонов на 100 жителей и 45,6 телефонов на 100 семей - Прим. ред.). Предприимчивые телекоммуникационные провайдеры расценивают Россию как обширный потенциальный рынок, однако произошедший в стране экономический кризис сильно увеличил коммерческий риск для деятельности на территории этой страны.

В течение 90-х гг. региональные и национальные операторы России объединились в одну холдинговую компанию "Связьинвест". В 1997 г. правительство продало 25% этого холдинга консорциуму Mustcomm за 1,87 млрд долл. Однако большая часть этой суммы ушла не на развитие телекоммуникационной инфраструктуры, а на зарплату государственных служащих. Тем не менее, по мнению некоторых аналитиков, в настоящее время хороших позиций на российском рынке добились MCI и Sprint.

Испания

Доступ иностранных операторов в Испанию был открыт лишь в декабре прошлого года, что не помешало активизироваться и некоторым местным провайдерам. Так, компании Retevision удалось завоевать 5% рынка услуг дальней связи, а Airtel Moviles - 30% рынка мобильной связи. Государственному предприятию Telefonica de Espana пришлось срочно снижать тарифы на международную связь (на 20%) и доступ в Internet (на 51%!). Для перепродаж услуг связи рынок Испании открыт уже около десяти лет и на нем работает множество фирм.

Швеция

В Швеции реформа телекоммуникационного рынка идет с начала 90-х гг. С той поры у государственной компании Telia появилось немало конкурентов в сфере предоставления услуг проводной телефонии, кроме того, в стране создано четыре сети мобильной связи. Доля рынка, контролируемая Telia, за эти годы постепенно снижалась и сейчас составляет примерно 65% в секторе дальней связи, 90% - в секторе местной связи и около 65% - на рынке мобильной связи Швеции. Главным соперником Telia является Tele2 - отделение Netcom Systems.

Ощущая угрозу со стороны конкурентов, Telia объявила о планах расширения сферы услуг за счет объединения с Telenor of Norway. К концу 1999 г. объединенная компания предполагает стать открытым акционерным обществом.

Великобритания

Телекоммуникационный рынок Великобритании, где процесс либерализации начался еще в 1982 г., в настоящее время считается в Европе наиболее открытым и насыщенным. Хотя BT по-прежнему контролирует около 80% рынка услуг проводной связи, на нем успешно действуют еще более 200 операторов, которые предоставляют самые разнообразные услуги, включая дальнюю, местную и беспроводную связь, телефонную передачу данных. Наиболее острая конкуренция царит в секторе предоставления услуг связи корпоративным клиентам. Здесь борьбу с BT возглавляют компании Cable & Wireless и Colt Telecom, а также оператор мобильной связи Vodafone.

Латинская Америка: по ухабам - в светлое коммуникационное будущее

К настоящему времени во многих странах Латинской Америки стали осознавать, что отсутствие конкуренции ведет к ухудшению качества предоставляемых услуг. И хотя после приватизации телекоммуникационных компаний главенствующие операторы всячески сопротивляются реформам в этой сфере, время не повернешь вспять. Сегодня на этом рынке уже присутствуют такие гиганты, как AT&T, BellSouth International, France Telecom, GTE, MCI WorldCom, Telecom Italia и Telefonica International, а также ряд других, менее известных и крупных компаний.

Бразилия

На путь реформ эта страна вступила позже многих своих соседей по континенту, но сейчас активно наверстывает упущенное. Так, в 1997 г. в ней было создано регулирующее агентство, сразу приступившее к выдаче лицензий на предоставление услуг сотовой связи. В июле 1998 г. государственная компания-оператор Telebras была приватизирована и разделена на 12 отделений, три из которых стали операторами местной, восемь - сотовой и одна - дальней связи. До 2002 г. рынок будет контролироваться государством и у каждой из 12 компаний, образовавшихся из Telebras, будет не более одного конкурента.

Интересная ситуация складывается на рынке дальней связи. Вышедшая из "недр" Telebras фирма-оператор этих услуг Embratel контролируется компанией MCI WorldCom. Однако в январе 1999 г. правительство выдало лицензию еще одному оператору-консорциуму, членом которого является Sprint.

Чили

Поскольку открытый рынок телекоммуникаций поддерживается в Чили еще с 80-х гг., сейчас во всех его секторах идет активная конкуренция. По мнению большинства экспертов, здесь действует наибольшее в Латинской Америке число операторов и представляется наибольшее разнообразие услуг связи.

Мексика

Деятельность иностранных компаний на рынке дальней связи Мексики была разрешена с 1997 г. и с этого времени здесь присутствуют AT&T и MCI WorldCom, каждая из которых образовала свое совместное предприятие с национальными операторами. Тем не менее лидером рынка остается предприятие Telmex, бывший монополист рынка Мексики.

AT&T, MCI WorldCom и другие конкуренты утверждают, что агентство Cofetel, являющееся частью Telmex, которое осуществляет выдачу лицензий, мало делает для развития конкуренции на рынке услуг дальней связи. Однако есть надежда, что деятельность этого ведомства станет более эффективной. Подготовлена почва и для нормальной конкуренции на рынке местной связи: уже выдано несколько лицензий, и в ближайшие месяцы операторы приступят к предоставлению услуг.

Венесуэла

Ведущий национальный оператор страны - компания CANTV, которая была приватизирована еще десять лет назад, к 2000 г. перестанет быть монополистом в области местной и дальней проводной связи. В настоящее время в Венесуэле всего два оператора сотовой связи но в правительстве уже рассматривается вопрос о предоставлении третьей лицензии. Однако на рынке ISP-услуг наблюдается острая конкуренция.

Канада

Состояние телекоммуникационного рынка Канады примерно такое же, как в основной группе стран Европы. Условия для конкуренции в сферах услуг дальней связи и передачи данных были созданы в начале 90-х гг., а в сфере местной связи - лишь с января прошлого года. Однако основные игроки рынка местной связи, которые раньше входили в телекоммуникационную группу Stentor, не сдают своих линий в аренду, так что желающие вступить с ними в конкуренцию должны прежде создавать собственную инфраструктуру.

Тем не менее, по данным консультационной компании Yankee Group (Бостон), тарифы местной телефонной связи в некоторых районах Канады ниже, чем в США. Компании AT&T Canada и Metronet Communications недавно снизили тарифы на услуги телефонной связи для предприятий малого бизнеса на 15% по сравнению с местными фирмами. Некоторые операторы кабельного телевидения, включая компанию Videotron, готовятся предоставлять услуги телефонии и доступа в Internet. Сегодня в Канаде многие операторы могут предоставлять интегрированные услуги местной и дальней телефонии вместе с передачей данных. Об этом свидетельствуют поставки ISP-провайдерам коммутаторов Lucent и Nortel Networks, обеспечивающих передачу голосового сигнала поверх IP


Что означают цвета флага

Зеленый

Либерализация в сфере телекоммуникационных услуг произошла не менее трех лет назад и, кроме национальных компаний, на рынке присутствует множество других

Желтый

Монопольные права на передачу телефонии отменены в течение последних двух лет, однако конкуренцию национальному оператору составляют лишь одна-две компании

Красный

Рынок услуг местной телефонной связи все еще закрыт для иностранных компаний или открылся лишь в 1998 г.