Среди немногочисленных откликов на проходившую в конце сентября выставку Internetcom мне невольно резанул слух один, прозвучавший явным диссонансом на фоне остальных. Его смысл сводился к тому, что на стенде некой компании постоянно толпились посетители. Не берусь утверждать, что это не так, поскольку на данном стенде не был. Однако тем, кто был на выставке, думается, не надо объяснять, почему эта весьма типичная маркетинговая фраза привлекла на сей раз к себе внимание.

В общем-то, беды в том, что посетителей немного, никакой нет. Главное для любых экспонентов — привлечь свою целевую аудиторию, ведь приобретение всего нескольких новых перспективных клиентов способно окупить расходы на выставку. Между тем после переименования Netcom в Internetcom несколько лет назад выставка с течением временем потеряла прежнюю четкую направленность на рынок корпоративных сетей, а новая тематика Internet не принесла в итоге ожидаемых дивидентов. В результате прежние экспоненты ушли, а новых не прибавилось, так что в этом году стендов не набралось даже на один павильон.

На мой взгляд, именно неудачное позиционирование выставки сыграло решающую роль в ее судьбе. Интерес к специализированной выставке со стороны тех компаний, кто действует на рынке корпоративных сетей, по-прежнему сохраняется, так что дело вовсе не в кризисе «выставочного жанра» как такового: вряд ли успешно развивающаяся отрасль может обойтись без демонстрации своих достижений, подтверждением чему может служить заметное расширение в этом году SofTool. Органично развиваясь вместе с рынком, SofTool постепенно осваивает новые его сегменты, и помимо бухгалтерских программ теперь на ней представлена тематика защиты информации и САПР. Кроме того, успеху выставки в немалой степени способствовала насыщенная программа конференций.

Однако, возвращаясь к Internetcom, —cвято место пусто не бывает. Наверно, только футбольный «Спартак», не имея своей площадки, т. е. стадиона, может поддерживать к себе постоянный интерес, но и то в немалой степени благодаря тому, что такой площадкой ему служит телевидение. Как бы у компании не шли успешно дела и сколько бы клиентов у нее не было, все же время от времени ей необходимо заявлять о себе, хотя бы для поддержания имиджа. В результате немало компаний «ушло» на «Связь-Экспокомм», тем более что многие из них занимаются обоими направлениями — и телекоммуникациями, и корпоративными сетями.

Вместе с тем, сама направленность выставки, как в первую очередь «связной», приводит к тому, что те, кто занимается и связью, и компьютерными сетями, стремятся продемонстрировать свой потенциал именно в области связи, а те, кто хотел бы представить решения для корпоративных сетей, поневоле теряются на общем фоне. Так что же, у рынка корпоративных сетей не будет своей трибуны? Возможно, такой выставкой сможет стать проводимая впервые в конце октября «Инфокоммуникации России — XXI век».

Между тем, как видно по названию, главная тематика выставки — сети передачи данных, но в первую очередь глобальные, а не локальные. К тому же организаторы выставки не позаботились широко опубликовать ее программу, без чего трудно делать какие-либо заключения. Как бы то ни было, поживем — увидим, что будет дальше. Быть может, Internetcom возродится из пепла?