Компания «Домашние деньги», которая специализируется на микрофинансировании — предоставлении физическим лицам займов небольших размеров, представила новый проект «Домашние деньги онлайн». Независимая структура, созданная специалистами компании, с 1 октября запускает мобильный и веб-сервисы, которые позволят занимать суммы от тысячи до 30 тыс. руб. на срок от одной до четырех недель полностью в дистанционном режиме.

Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор «Домашних денег», объяснил выбор момента для запуска проекта. По его словам, рынок так называемых займов до зарплаты в режиме онлайн в России имеет огромный потенциал — за прошлый год он показал более чем двукратный рост, а к 2020-му, по прогнозам, вырастет в 15 раз. Низкое проникновение банковских услуг в малых городах и селах и замедление темпов банковского кредитования при стабильном спросе населения на кредитные продукты являются устойчивыми драйверами роста рынка микрофинансирования в целом и онлайн-займов в частности.

К тому же за последнее время значительно улучшилась ситуация с регулированием в этой области. Если еще два года назад, отметил Бахвалов, компании, специализирующиеся на микрокредитах онлайн, работали фактически в «сером поле», то теперь благодаря ряду изменений, реализованных Центробанком для рынка микрофинансирования, эта деятельность стала намного прозрачнее.

Как следствие, значительно снижаются риски запуска новых проектов, а их инвестиционная привлекательность растет. Бахвалов подчеркнул, что «Домашние деньги онлайн» планируется развивать как классический интернет-стартап, и на первых этапах его существования основной задачей компании будет не столько расширение доли рынка, сколько привлечение инвесторов.

К 2020 году создатели сервиса рассчитывают иметь более миллиона клиентов. Понятно, что начинать компания будет с клиентской базы «Домашних денег», а ее расширение будет происходить в том числе и потому, что онлайн-продукт рассчитан на более образованную и обеспеченную аудиторию, чем у материнской компании.

Но главным козырем в деле привлечения клиентов должна стать концепция нового сервиса, которая, как пояснил генеральный директор компании «Домашние деньги онлайн» Алексей Трифонов, состоит в том, чтобы сделать получение займа максимально простым, быстрым и доступным. Один из основных элементов ИТ-инфраструктуры «Домашних денег онлайн» — система оценки клиента «на 360°» — позволяет «перейти от системы отказов к системе максимального одобрения», пояснил Трифонов.

Решение использует механизмы обработки Больших Данных и добычи данных (data mining) для анализа сведений о клиенте из 25 различных источников. Доступ к ним система получает благодаря тому, что пользователь регистрируется для получения займа через существующие сервисы — личный кабинет, интернет-банк, госуслуги или другие, в которых уже представлена масса информации о нем. Кроме того, «Домашние деньги онлайн» запрашивают у клиента разрешение на доступ к его календарю, местоположению, аккаунту в социальных сетях, тем самым получая возможность использовать максимально широкий спектр данных, не заставляя пользователя заполнять различные формы и анкеты.

Алексей Трифонов: «Сервис ‘Домашние деньги онлайн’ сделает получение займа максимально простым, быстрым и доступным»

Если система дает клиенту положительную оценку с точки зрения рисков, он сможет получить заем за несколько минут — достаточно будет только предоставить свои паспортные данные. «Если клиент более рискованный, система потребует чуть больше информации, но все равно настроена так, чтобы выявить его положительные стороны, одобрить заявку и выдать деньги», — отметил Трифонов.

При этом клиент сам выбирает каналы получения денег и погашения займа, причем к списку стандартных — банковский счет, пластиковая карта, электронный кошелек или платежная система — есть возможность быстро подключить и другие, если они окажутся предпочтительными для пользователя. Трифонов рассказал, что ИТ-инфраструктура сервиса строится на комбинации собственных разработок команды «Домашние деньги онлайн» и внешних облачных сервисов, широко применяемых в сфере финансовой автоматизации. В частности, к стандартным скоринговым моделям добавлены мини-модели, которые не производят оценку вероятности погашения долга, а позволяют на основе обширных данных о клиенте дать его исчерпывающую характеристику — социальное положение, проблемы, особенности поведения сегодня и в будущем и т. д.

Создатели сервиса рассчитывают в течение года с момента запуска выйти на окупаемость, а в 2018 -м начать осваивать международные рынки.

Купить номер с этой статьей в PDF