В преддверии нового учебного года в «Яндексе» раскрыли подробности своей новой образовательной инициативы. Проект «Яндекс.Лицей» нацелен на учеников восьмых-девятых классов и предполагает двухлетнее обучение программированию.

Особенность проекта еще и в том, что площадкой для него пока будут относительно небольшие российские города. Для пилотного проекта выбраны областные центры — Саратов, Калуга, Пенза и Тамбов, с населением от 200 тыс. до 800 тыс. человек. Эти четыре города станут первыми, но не единственными: уже в следующем году, если пилотный проект будет признан успешным, такие же курсы откроются еще в 20 городах, а через несколько лет их количество будет доведено до сотни, сообщил генеральный директор «Яндекса» Александр Шульгин.

В каждом пилотном городе будут открыты бесплатные очные курсы, где после уроков дважды в неделю смогут заниматься школьники. Помещения для занятий и все техническое оснащение предоставляют региональные власти [[: в Калуге занятия будут проходить на базе КГУ им. К. Э. Циолковского, в Пензе площадками станут Учебно-методический центр высоких технологий в технопарке «Рамеев» и Губернский лицей-интернат для одаренных детей, в Саратове — Саратовский областной институт развития образования, в Тамбове — Центр технологического образования]]. Оплачивать работу преподавателей будут тоже регионы.

«Яндекс», со своей стороны, взял на себя составление учебной программы, она была разработана в «Школе анализа данных». Школа уже имеет опыт обучения старшеклассников: для учеников девятых-одиннадцатых классов проводились бесплатные лекции по информатике, математике, лингвистике и смежным областям знаний. Компания также займется подготовкой преподавателей для новых курсов.

В «Яндекс.Лицее» школьникам для изучения предложат Python — этот высокоуровневый язык программирования несложен в освоении, и к тому же он хорошо подходит для создания прикладных приложений, рассказала Елена Бунина, руководитель департамента управления персоналом «Яндекса» и руководитель «Школы анализа данных».

Первый год будет преимущественно теоретическим, но уже со второго года школьникам предложат практические проекты. В «Яндексе» также продумывают добавление еще одного года обучения — для подготовки по более узким специальностям, уточнила Бунина. По окончании учащимся планируется выдавать сертификаты, также в «Яндексе» не скрывают, что самые сильные ученики могут рассматриваться как будущие кандидаты на работу в компании.

В каждом пилотном городе будет набрано от двух до четырех групп численностью примерно по 15 человек. Чтобы попасть в группу, необходимо зарегистрироваться на сайте проекта «Яндекс.Лицей» и выполнить тестовые задания. Тех, кто успешно пройдет тесты, ждет еще и очное собеседование, после которого будет принято окончательное решение о зачислении.

В «Яндексе» традиционно не раскрывают своих инвестиций в проект, но, как заявил Шульгин, они невысоки. Он также подчеркнул, что этот проект не является коммерческим для компании. В скором будущем умение программировать станет необходимым для многих профессий, поэтому очень важно готовить хороших специалистов уже сейчас. Век нефтяных доходов заканчивается, а ИТ может стать мощным драйвером развития нашей страны, подчеркнул Шульгин, добавив, что «Яндекс» заинтересован в этом еще и как крупная компания, постоянно нуждающаяся в квалифицированных ИТ-кадрах.

Для старта «Яндекс.Лицея» выбран удачный период. В текущем году в России начался очередной этап реализации Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года. В частности, она предусматривает развитие дополнительного образования детей на региональном уровне путем конкурсной поддержки регионов и распространения лучших практик реализации региональных программ на федеральный уровень.

Если опыт «Яндекса» окажется успешным, не исключено, что проект «Яндекс.Лицей» поддержат в Минобрнауки и выделят на его дальнейшую реализацию средства из федерального бюджета. Как заявила Бунина, в компании «рассчитывают на поддержку со стороны федеральных властей», но в чем она будет выражаться, в «Яндексе» не конкретизируют.

Купить номер с этой статьей в PDF