В последние годы технологические изменения происходят с беспрецедентной скоростью, стремительно меняются привычки, потребности и предпочтения людей, использующих эти технологии. Много говорят о поколении Y — молодых людях, рожденных в последнее двадцатилетие XX века, которые, в отличие от своих мам и пап, превыше всего ценят не технологии как таковые, а доступность и удобство решений, созданных на их основе. Платеж в несколько кликов вместо посещения банка, фильм в Интернете вместо аренды кассет — вот лишь малая часть новых поведенческих моделей тех, кто сегодня начинает играть все более активную роль, в том числе в организации бизнеса.

Но вслед идет поколение Z — это те, кто родились после 2000-го. Им нужны не просто удобные технологии здесь и сейчас, но продукты и сервисы, способные предвидеть и в нужный момент реализовать их персональные потребности и желания. И уже появляются 16-летние миллионеры, сделавшие бизнес на понимании особенностей потребления у своих сверстников.

С такой ретроспективы начал выступление на форуме ITMF 2016, проведенном издательством «Открытые системы», Андрей Косыгин, ведущий консультант решений в области ITSM и DevOps компании Hewlett Packard Enterprise. Он задался вопросом: что означают эти драматические изменения в потребностях и задачах пользователей с точки зрения управления процессами в ИТ?

Андрей Косыгин: «Создать единую команду разработчиков, тестировщиков и специалистов по эксплуатации, действующую по общим правилам и с взаимовыгодными KPI ради достижения главной цели — быстрого выпуска качественных продуктов и услуг, — такова сверхзадача подходов DevOps»

В современных реалиях бизнесу жизненно необходимо придумывать и быстро выводить на рынок инновационные высококачественные решения. Будет ли это выполнимо, в огромной степени зависит от ИТ-службы. В ответ на потребность оперативно разрабатывать новые продукты и учитывать в них постоянно изменяющиеся требования со стороны бизнеса появились agile-методики, которые позволили сломать стену между разработчиками и тестировщиками и создать условия для их работы как единой команды. Однако до последнего времени незыблемой оставалась стена между этой командой и специалистами по эксплуатации, метрики эффективности которых — минимизация инцидентов, стабильность инфраструктуры — шли в разрез с нацеленностью разработчиков на быстрый ввод в продуктив нового функционала. Эта «стена» серьезно тормозит развитие бизнеса.

Создать единую команду разработчиков, тестировщиков и специалистов по эксплуатации, действующую по общим правилам и с взаимовыгодными KPI ради достижения главной цели — быстрого выпуска качественных продуктов и услуг, — такова сверхзадача подходов DevOps, пояснил Косыгин. Компания HPE, в свое время ставшая первопроходцем и активным проводником принципов управления ИТ-сервисами (ITSM), сегодня стремится взять на себя аналогичную роль в продвижении DevOps. Компания предлагает свою методологию DevOps, которая, как и ITSM, имеет три основных компонента — люди, процессы, технологии. Было бы ошибкой сводить реализацию DevOps к внедрению соответствующих программных инструментов, подчеркнул Косыгин, и привел данные из недавнего исследования Gartner: 65% организаций, которые уже начали осваивать эти подходы, считают работу с людьми наиболее важным условием достижения успеха.

А что же ITSM? Не становятся ли рекомендации ITIL анахронизмом в текущей ситуации, ведь последнее обновление библиотеки было уже пять лет назад? В HPE убеждены, что нет. Во-первых, несмотря на потребность в быстрых изменениях и постоянный выпуск новых решений, никуда не уходят системы, на которых базируются важнейшие бизнес-процессы (например, АБС в банках или системы биллинга в телекоме). Косыгин напомнил выдвинутую Gartner идею «бимодальных ИТ», согласно которой в ИТ-службе должны развиваться параллельно две группы — «быстрых» и «базовых» ИТ, отвечающие соответственно за разные классы решений для реализации разных бизнес-задач. Понятно, что для управления процессами «базовых» ИТ подходы ITSM не теряют актуальности.

Но принципы процессного управления, которые декларирует ITSM, необходимы и командам, работающим по DevOps, подчеркнул Косыгин, хотя определенные изменения в процессы придется вносить. Для того чтобы облегчить такую работу, в шаблоны процессов методологии HP ITSM включены специальные дополнения под названием DevOps Specifics.

Продаем бизнесу управление ИТ

Создание услуг в модели DevOps — одна из основ нового стиля работы ИТ-подразделения, отметил в своем выступлении на ITMF 2016 Антон Лыков, руководитель практики ITSM компании HPE. Другие важные компоненты этого стиля — облака и возможность интегрировать сервисы от внешних поставщиков.

Чтобы адаптировать эти новшества, ИТ-службе необходима трансформация. Но обосновать перед бизнесом затраты на совершенствование управления собственными процессами совсем не просто, подчеркнул Лыков. Бизнесу необходимо наглядно показать, что ценность ему приносит не только то, что делает ИТ-служба, но и то, как она это делает.

В HPE считают: разговаривать с бизнесом на понятном ему языке и обосновывать расходы на трансформацию процессов в ИТ поможет модель IT4IT, разработанная международным консорциумом по стандартизации The Open Group. IT4IT — это референсная архитектура комплексной системы управления ИТ, которая связывает воедино все дисциплины управления и демонстрирует вклад отдельных компонентов системы и их взаимосвязей в цепочку создания ценности для бизнеса. Лыков настоятельно рекомендовал изучать новую архитектуру и брать ее на вооружение, чтобы определить для себя пути совершенствования работы ИТ-службы и сформулировать убедительные аргументы для получения бюджетов на реализацию этих планов.

 

Источник: OSP Data, 2016

DevOps и ITSM все-таки вместе

Одной из центральных тем форума ITMF 2016 стали новые подходы к управлению ИТ, в том числе набирающий популярность DevOps – организация тесного взаимодействия между командами разработки и эксплуатации ИТ-решений.

Судя по опросу, проведенному на форуме аналитической группой OSP Data, российские менеджеры начали осваивать DevOps и не видят в этом подходе противоречий с традиционными принципами управления ИТ-сервисами. 66% респондентов отметили, что уже работают с ITSM и при этом присматриваются к DevOps. Такой ответ вполне закономерен для участников форума, на котором в течение многих лет ITSM был основной темой обсуждений.

 

Купить номер с этой статьей в PDF