В первом заседании Медиаклуба, организованного компанией «Новые облачные технологии», приняли участие генеральный директор НОТ Дмитрий Комиссаров и председатель совета директоров ГК «АйТи» Тагир Яппаров, а на повестке дня значилась популярная сейчас тема — импортозамещение в ИТ и его влияние на рынок.

Как напомнил Яппаров, российская ИТ-отрасль практически с самого начала оказалась в проигрышной ситуации, когда заказчики больше доверяют иностранным поставщикам и отдают предпочтение их продуктам даже при наличии достойной отечественной альтернативы. Это привело к парадоксальному результату: при том, что российский экспорт ПО в среднем растет на 15% и сейчас составляет около 7 млрд долл., отечественные разработчики фактически потеряли свой «домашний» рынок. И с этой точки зрения реестр российского ПО появился очень вовремя.

С другой стороны, отметил Яппаров, политика импортозамещения, которая теперь проводится в России, не оказывает заметного негативного влияния на бизнес западных компаний. Российский рынок составляет всего 1% мирового, поэтому для международных игроков некоторое падение доходов на нем — всего лишь рабочий момент, но не критическая ситуация.

В условиях кризиса ИТ-компаниям нужно пересматривать свою стратегию и обратить внимание на «домашний рынок», считают Тагир Яппаров и Дмитрий Комиссаров

В этой ситуации российские компании, получив доступ к российским же заказчикам, безусловно, выиграют, и это поможет им успешно продвигаться и на рынках международных. Однако одного стимулирования госзаказчиков «выбирать отечественное», по мнению Комиссарова, недостаточно. Чтобы успешно развиваться, ИТ-отрасли нужен доступ к капиталу. И эту задачу можно решить, организовав, например, специальную секцию высоких технологий на российской бирже. Кроме того, мощнейший импульс, по его словам, может дать заимствование американского опыта, то есть надо открыть коммерческим компаниям доступ к ранее недоступным индустриям, например космической.

Коснулись на заседании и другой насущной проблемы — как убедить российских заказчиков переходить на отечественное ПО. Не секрет, что, несмотря на активную законотворческую деятельность государства, касающуюся импортозамещения в сфере ИТ, успехи на этом поле нельзя назвать впечатляющими: в настоящее время на долю российских продуктов в госзакупках приходится, по разным оценкам, от 20 до 27%.

Проблема здесь не в том, что российских аналогов нет, а в том, что многие ИТ-директора психологически не готовы переходить на отечественные решения, поскольку это означает дополнительные риски, подчеркнул Комиссаров. Он также отметил, что западным компаниям выдается своего рода «кредит доверия»: в частности, нормальным считается, когда на рынок выпускается достаточно сырой продукт и потом идет его доработка уже в процессе эксплуатации заказчиками. Однако те же заказчики не склонны прощать ни малейшего промаха российским разработчикам.

Негативную роль, по мнению Комиссарова, сыграло и то, что российский рынок ИТ в последние годы был буквально «завален деньгами». Нигде в Европе не позволяли себе так часто обновлять и покупать топовые версии продуктов, при этом используя лишь долю их функционала. Но сейчас, добавил Яппаров, при общем сокращении ИТ-бюджетов объем задач в этой области только нарастает, и это может вынудить компании обратить наконец внимание на отечественные технологии и разработки.

Купить номер с этой статьей в PDF