Не секрет, что Большие Данные существенно расширяют возможности предприятиям, затрагивая, среди прочих, социальную и этическую сферы. Согласно прогнозам Gartner, к 2018 году около половины всех нарушений деловой этики будет обусловлено неправильным использованием имеющихся средств анализа Больших Данных.

В результате предприятиям грозят потеря репутации, растрата ресурсов, ослабление конкурентоспособности и даже юридические санкции.

Самым ярким, пожалуй, примером здесь может служить известный случай с компанией Target. Используя свой алгоритм прогнозирования беременности, гигант розничной торговли пришел к выводу, что 15-летняя девочка из Миннесоты ждет ребенка. В результате она начала получать купоны на детские товары, которые и обнаружили ее родители.

«Многие из этих нарушений происходят непреднамеренно, — признал научный директор программы исследований Gartner Алан Данкан. — Для обеих сторон характерен значительный уровень неосведомленности».

Между тем, что приемлемо и что нет, пролегает очень тонкая грань. Большинство потребителей совсем не пугает идея размещения своей персональной информации в социальных сетях, но, когда компании начинают использовать эти данные, чтобы лучше понять потребительские предпочтения, многие чувствуют себя совсем некомфортно.

Законы пока практически не регламентируют манипуляции с Большими Данными

Когда страховая компания начинает рассылать сообщения, связанные с фитнесом, людям, которые недавно купили Fitbit, получатели относятся к этому с явным неудовольствием.

«Компании, действующие вслепую с использованием имеющихся у них данных, подвергают себя огромному риску, — отметил Данкан. — Данные не имеют никакого понятия о нормах морали. Нет ни хороших данных, ни плохих — они просто существуют. Вся разница определяется выбором человека. В этом и состоит суть этики данных».

Большая часть соответствующих взаимоотношений находится в серой зоне. Во многом это объясняется тем, что соответствующие правовые нормы пока не определены.

«Этика диктует принципы, которыми руководствуются законодатели, — напоминает профессор права Вашингтонского университета Нил Ричардс. — К сожалению, принятие законов неизбежно запаздывает. Закон вступает в силу, когда проблема уже ясна, а если проблемы еще не существует, нет и закона. Закон практически не регламентирует манипуляции с Большими Данными. Вместе с тем уже возникают моменты, которые люди воспринимают с возмущением, заявляя, что это ‘ужасно’, ‘несправедливо’ или ‘постыдно’».

В случае с Target Ричардса беспокоит не то, что компания знала о беременной девочке больше, чем ее родители, а неизбежно последовавшая вслед за этим негативная реакция.

Что касается аналитиков, то основной посыл их рекомендаций относительно того, как избежать осложнений, заключается в том, что компании должны вести себя прозрачно и обсуждать вопросы использования данных непосредственно с потребителями.

Купить номер с этой статьей в PDF