Реклама
У Джона Чамберса случались неверные шаги. Но успешных было намного больше, и ошибки теряются на фоне постоянного роста компании
Источник: Cisco

На пути Cisco в период 20-летнего правления Джона Чамберса случались неверные шаги. Но успешных было намного больше, и ошибки теряются на фоне постоянного роста компании, происходившего в эти два десятка лет.

«Чамберс по праву может гордиться достигнутым — ростом компании и тем, какой путь она прошла, — отмечает Гленн О’Доннелл, аналитик Forrester Research. — История Cisco стала одним из величайших примеров успеха Кремниевой долины, и это заслуга Чамберса».

Джон Чамберс уйдет в отставку 26 июля. Его преемником станет Чак Роббинс, ветеран Cisco с 17-летним стажем, сейчас он занимает должность старшего вице-президента по операциям и отвечает за прямые и непрямые продажи во всем мире. На том же самом посту работал Чамберс в 1995 году, когда его избрали генеральным директором, а перешел он в Cisco в 1991 году из компании Wang Laboratories.

За годы правления Чамберса Cisco выросла из производителя многопротокольных маршрутизаторов и коммутаторов Ethernet с оборотом 1,2 млрд долл. в гиганта технологической отрасли с годовой выручкой 47 млрд долл. Ежегодный темп роста компании составлял 20%, в том числе во времена как минимум двух периодов экономических спадов — краха доткомов 2000 года и Великой рецессии 2008-го.

Непосредственно перед тем как лопнул пузырь доткомов, Cisco была самой «дорогой» компанией в отрасли, ее рыночная капитализация составляла 700 млрд долл.

Cisco оставила позади своих конкурентов в области традиционных коммутаторов и маршрутизаторов, взявшись за более масштабные задачи, чем поставки сетевой инфраструктуры Ethernet и IP. Компания занялась голосовой и видео-конференц-связью, серверами для центров обработки данных, сетями хранения и датчиками: Cisco осваивала нетрадиционные для себя рынки, стараясь завоевать авторитет в мире связи.

Cisco ускорила закат Bay Networks, Cabletron Systems и Nortel; маргинализировала других своих конкурентов по рынку корпоративного сетевого оборудования — Extreme Networks, Foundry Networks, Alcatel-Lucent и Avaya; вынудила к слияниям HP и 3Com, Nortel и Bay, Wellfleet и Synoptics, Dell и Force 10, Extreme и Enterasys, Brocade и Foundry; дважды заставила IBM уйти с сетевого рынка.

Сама Cisco тем временем приобрела 168 компаний, чтобы подпитывать свой рост и расширять влияние. Большинство этих покупок принесли Cisco новые успехи; сегодня она — номер один или два на 16 технологических рынках.

Но некоторые начинания потерпели провал. Одна из главных неудач Cisco и Чамберса — это инициатива по выходу на потребительский рынок. Купив Linksys ради домашних маршрутизаторов и Flip ради карманных видеорекордеров, Cisco впоследствии избавилась от обоих направлений бизнеса, но получила гораздо меньше, чем было заплачено за приобретения. Потенциал, который в компании изначально видели в этих проектах, не реализовался.

Решение Apple для облачного хостинга отснятого видео оказалось намного популярнее, чем Flip. Linksys продержалась гораздо дольше, но в конечном итоге была продана, поскольку в Cisco решили сфокусироваться на корпоративных продуктах. Проекты программной платформы для индустрии развлечений Cisco Eos и потребительской системы телеприсутствия umi тоже были свернуты.

А в «родном» для Cisco бизнесе машрутизаторов значительную долю рынка отняли Juniper Networks, Alcatel-Lucent и Huawei, которые продолжают бросать вызовы лидеру.

Эти и другие события заставили руководство Cisco задуматься о внутренних реформах, сузить фокусировку и сократить штат, чтобы компанию не постигла участь ее побежденных экс-конкурентов.

«Успех не может быть вечным, — убежден О’Доннелл. — Cisco предстоит покорять новые вершины, связанные с инициативами в области ‘Интернета всего’ и ‘оцифровки’ организаций, городов и стран, но преодолевать трудности уже будет Роббинс, а не Чамберс».

Чамберс превратил Cisco в глобальный бренд. Он пропагандировал Интернет (в чьей инфраструктуре преобладает оборудование Cisco) в качестве глобальной магистрали связи для бизнеса и потребителей. Он расхваливал преимущества внедрения интернет-технологий в коммунальных службах, муниципальных и госструктурах, на производстве и в нефтегазовой отрасли.

Купить номер с этой статьей в PDF