Том Росамилия: «Бизнес мэйнфреймов, тесно связанный с выпуском новых моделей, очень цикличен»

Увы, рекорд остается анонимным — как утверждают в IBM, заказчик, как это нередко бывает в нашей стране, не дал согласия на раскрытие информации о контракте. Зато Росамилия сообщил, что новыми пользователями мэйнфреймов в 2009 году стали BC Card, южнокорейская национальная платежная сеть на базе банковских карт, и крупный индийский банк. Наряду с этим было отмечено, что продолжается работа с Bank of China и одним из крупнейших китайских провайдеров.

Интерес к мэйнфреймам на развивающихся рынках Росамилия объясняет их значительной масштабируемостью, которая отвечает потребностям быстро растущих предприятий. Однако успехи на развивающихся рынках не смогли предотвратить общего падения продаж System z в 2009 году. В четвертом квартале, например, продажи уменьшились на 27% по сравнению с тем же периодом 2008 года, а суммарная производительность проданных мэйнфреймов, измеренная в миллионах операций в секунду, упала на 19%. Что же касается серверов других типов, то доходы от поставок System p сократились в том же квартале на 14%, а System x — возросли на 37%.

«Бизнес, связанный с мэйнфреймами, очень цикличен и зависит от выпуска новых моделей. Подъем продаж после их появления, как это было в 2008 году, сменяется спадом. Однако я уверен в его стабильности в долгосрочной перспективе», — пояснил Росамилия.

Он отметил также все возрастающую конкуренцию с Unix-серверами, которая оказывает влияние на поставки мэйнфреймов. В качестве одного из весомых аргументов в этом споре в IBM указывают на более низкую стоимость обработки транзакций на мэйнфреймах.

«Очень важно сохранить разрыв в стоимости обработки транзакций по сравнению с системами других типов. Думаю, это удастся сделать за счет возможности масштабирования внутренних ресурсов, а также путем кластеризации мэйнфреймов», — полагает Росамилия.

В противостоянии с серверами других типов мэйнфреймам также должна помочь возможность работы под управлением Linux в сочетании с присущими мэйнфреймам расширенными функциями управления и виртуализации. По словам Росамилии, 1300 заказчиков из разных стран уже используют мэйнфреймы с этой операционной системой.

Чтобы избежать «внутренней» конкуренции с собственными системами других типов, в IBM рекомендуют использовать RICS-серверы, включая новейшие системы с процессорами Power7, для интенсивных вычислений и серверных приложений, а мэйнфреймы — для баз данных и транзакционных задач.

Так или иначе, конкуренция на рынке серверов весьма высока. Прошлой осенью, например, последний мэйнфрейм палаты представителей Конгресса США был заменен Unix-системами и серверами x86-архитектуры. Известно также о переходе в 2009 году одного из российских пользователей мэйнфреймов на платформу другого производителя. Росамилия, в свою очередь, привел ряд противоположных примеров, среди которых — замена двух сотен серверов Sun Microsystems мэйнфреймом с ОС Linux в Bank of New Zealand. Характерно, что информация о любом проекте миграции в ту или другую сторону непременно сопровождается сведениями о существенной экономии — финансовых средств, электроэнергии и других ресурсов.

Россия, как отмечают в московском офисе IBM, входит в число немногих стран, где число новых пользователей мэйнфреймов бьет все рекорды (см. «Россия — страна мэйнфреймов», Computerworld Россия, № 3, 2009). Росамилия вполне ожидаемо заявил, что в IBM весьма заинтересованы в нашем рынке, где есть несколько очень крупных заказчиков, работающих с мэйнфреймами, добавив, что сразу после беседы с журналистами едет на встречу с представителями Российских железных дорог. Однако он отказался комментировать какие-либо показатели, которые характеризовали бы российский бизнес мэйнфреймов в прошлом году. Дальнейший рост, считает Росамилия, может быть достигнут здесь также и за счет предприятий среднего бизнеса.