По случаю запуска в тестовом режиме портала государственных услуг www.gosuslugi.ru Министерство связи и массовых коммуникаций совместно с Высшей школой экономики провело в конце декабря круглый стол «Госуслуги в электронном виде: международный опыт и преимущества для бизнеса». Несмотря на заявленный международный аспект дискуссии, разговор почти исключительно вращался вокруг наболевших проблем отечественных реалий.

Советник министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух сообщил, что за год министерство провело большую работу, из которой портал — лишь видимая часть. «Невидимыми» населению остались подготовка системного проекта электронного правительства и согласование затрат на информатизацию. Так, еще в октябре сообщалось, что только на федеральную целевую программу «Электронная Россия» в 2010 году будет дополнительно выделено 3,1 млрд руб. («Призрак электронных услуг», Computerworld Россия, № 34, 2009).

Андрей Коротков, в 2002-2003 годах заместитель министра по связи и информатизации, а ныне заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО, ответил Массуху докладом, в котором раскритиковал процессы, происходящие в российской информатизационной сфере. В частности, он отметил, что до сих пор не создана единая система информации о населении. Коротков считает, что наполнять такую систему нужно данными из ЗАГСов, которые собирают наибольшее количество информации о населении на муниципальном уровне.

Массух возразил, что создание единой базы данных о населении не имеет смысла; вместо этого необходимо наладить взаимодействие систем различных ведомств. Более того, думать о построении такой базы на уровне ЗАГСов, на его взгляд, можно было лет десять назад. По его словам, Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, Фонд обязательного медицинского страхования и другие учреждения успели самостоятельно накопить огромное количество информации.

Завкафедрой теории и практики государственного управления ВШЭ Андрей Клименко затронул вопрос административных регламентов по предоставлению массовых госуслуг. По его словам, нынешние регламенты не вполне соответствуют электронному правительству. Тем не менее Клименко уверен, что работа по их написанию не прошла даром, ведь теперь можно улучшать регламенты, а не описывать услуги с нуля.

Участники круглого стола не обошли стороной и вопрос обучения. Некоторые сомневаются в том, что электронные госуслуги в России будут общедоступными, ведь Интернетом пользуется только около трети населения. По словам Массуха, массового обучения проводиться не будет, ведь граждане сумели самостоятельно научиться пользоваться мобильными телефонами, значит, освоят и портал. Советник министра сообщил также, что поступали предложения сделать доступ к порталу госуслуг бесплатным по аналогии с телефонными звонками в экстренные службы; но пока эта идея не нашла поддержки.

Не осталась без внимания и тема социальных пластиковых карт. Об одном из таких проектов рассказал заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Илья Филатов. Совместно с партнерами банк запустил два проекта: электронная карта жителя Башкортостана и электронная карта жителя Ивановской области. Карты используются для предоставления различных социальных, банковских и других услуг.

Проекты создания региональных социальных карт, по словам Филатова, идут непросто. Сильно мешает разобщенность информации различных ведомств, нет единого стандарта кодификации льготников различных категорий, нет стандартов и регламентов для электронных социальных карт. Кроме того, серьезную проблему представляет закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласно ему, для подключения приложений на свои карты льготникам придется написать целую кипу заявлений.

Несмотря на то что социальные карты выпускаются в различных регионах разными организациями, Массух считает, что все они имеют право на существование. На его взгляд, сейчас главная задача не в создании единой карты для всех жителей страны, а в том, чтобы люди могли использовать свои карты для получения социальных услуг даже за пределами собственных регионов.