По словам Сергея Липатова, завершив первый инфраструктурный этап, в ТТК взяли курс на розничный телекоммуникационный рынокСовет директоров компании «ТрансТелеКом» (TTK) утвердил долгосрочную стратегию развития бизнеса на 2008-2015 годы, которая синхронизирована с планом развития ее главного акционера, ОАО «Российские железные дороги». Первая стратегическая задача, поставленная РЖД перед подведомственным оператором — обеспечить возврат инвестиций в строительство магистральной цифровой сети, — выполнена. Об этом сообщил 28 мая президент ТТК Сергей Липатов.

Коммерческая эксплуатация магистральной сети ТТК началась в 2001 году, когда стали действовать основные направления передачи евроазиатского трафика «север-юг» и «запад-восток». В дальнейшем наращивалась протяженность волоконно-оптических магистралей, создавались новые сетевые сегменты, увеличивалась пропускная способность действующих магистралей. В 2007 году общая протяженность цифровых магистралей ТТК составила 53 тыс. км, из которых около 30 тыс. км — это оптическая сеть спектрального уплотнения (DWDM) с пропускной способностью до 50 Гбит/c. Поверх DWDM-каналов функционирует высокоскоростная IP-сеть с поддержкой технологии MPLS, которую Липатов называет самой современной магистральной IP-сетью России. Часть ресурсов ВОЛС по-прежнему выделяется под технологические нужды железнодорожников.

По словам президента ТТК, после завершения первого инфраструктурного этапа компания рассматривала два варианта дальнейшей деятельности: сосредоточиться на предоставлении контентных услуг или заняться строительством сетей доступа. Первый вариант отвергли, поскольку не имело смысла заниматься контентом, не обладая системой доставки услуг. Было решено выводить ТТК на розничные рынки, делая ставку на развертывание сервисов широкополосного доступа к Internet и всех видов телефонной связи (местной, междугородной и международной) для физических лиц и предприятий среднего и малого бизнеса.

К 2015 году ТТК планирует попасть в число лидеров отечественного рынка фиксированной связи и контролировать в регионах примерно 17% этого рынка. Разумеется, в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных индустриальных центров, характеризующихся высочайшей конкуренцией среди поставщиков услуг широкополосного доступа, доля ТТК будет заметно ниже (и даже кое-где близка к нулю). Зато во многих городах Сибири и Дальнего Востока оператор сможет завоевать фактически монопольное положение — с учетом его финансовых ресурсов и возможности снижать расценки на Internet-трафик.

Первый заместитель президента ТТК Андрей Семин-Вадов сообщил, что в инфраструктурные проекты в рамках реализации второго этапа бизнес-стратегии будет вложено порядка 40 млрд рублей. Половина этой суммы пойдет на организацию высокоскоростной «последней мили» и розничных продаж, а остальная часть — снова на модернизацию и расширение магистрального уровня сети. В строительство транспортной сети общенационального масштаба уже инвестировано более 800 млн долл., а ее модернизация потребует, как минимум, еще такой же суммы.

ТТК построит собственные сети доступа в 120 городах страны. Иногда будут рассматриваться варианты приобретения местных сервис-провайдеров, если это обеспечит более быстрый и экономически оправданный путь выхода на региональные рынки. Наряду с предоставлением сервисов широкополосного Internet компания выйдет в сегмент частных пользователей с услугами МГМН-телефонии, которые до сих пор предлагались только корпоративным клиентам. Вице-президент ТТК по маркетингу Федор Крупянский считает, что в регионах присутствия нужно получить и лицензии на местную телефонную связь, чтобы образовалась полная цепочка лицензий на голосовые услуги. Однако он убежден, что основным источником роста бизнеса ТТК на розничном рынке в ближайшие годы останутся услуги широкополосного доступа. Именно на них отмечается самый большой неудовлетворенный спрос, тогда как проблема телефонизации домовладений в российских городах в основном уже решена. Сценарий предложения услуг IPTV и полного пакета Triple Play откладывается на более далекую перспективу.

Реализация долгосрочной стратегии призвана существенно увеличить объемы бизнеса ТТК. Если сегодня оператор представлен в двух секторах отечественного телекоммуникационного рынка (магистральные услуги и междугородная и международная связь) с совокупной емкостью 240 млрд рублей в год, то с выходом на поле розничных продаж «цена вопроса» увеличится до 600 млрд рублей. К 2015 году совокупные доходы ТТК превысят 50 млрд рублей, что более чем в два с половиной раза выше уровня 2007 года. По прогнозам Семина-Вадова, общую выручку будут обеспечивать примерно поровну корпоративные и частные потребители.