По заявлениям Apple, за уикенд, следующий после начала продаж, было продано два миллиона экземпляров новой версии Mac OS X 10.5 LeopardЗа два с половиной года, прошедшие после того, как Apple выпустила модернизацию Tiger для операционной системы Mac OS X, компания успела многое. В частности, выпустила плейер iPod и систему Internet-продаж звукозаписей iTunes Store, которые сегодня господствуют в своих сегментах рынка. Кроме того, состоялся переход компьютеров Apple на процессоры Intel, и в довершение всего компания представила новый смартфон iPhone, который привлекает к себе всеобщее внимание.

Но как вписывается во всю эту активность работа над новейшей модернизацией Mac OS X, получившей известность под кодовым названием Leopard? Аналитики обнадеживают — не стоит поддаваться обманчивому впечатлению обилия ярких коммерческих проектов. Определяющей частью стратегии Apple остается работа над операционной системой. И предполагается, что Mac OS X  10.5 станет важнейшим фактором успеха компании.

«Mac OS X — ключевой элемент идеологии компании, заключающейся в интеграции аппаратного, программного обеспечения и сервисов, — отметил Росс Рубин, главный аналитик компании NPD. — Если не принимать во внимание того, что основной упор делается на интеграцию, легко заблудиться в обилии компонентов этой стратегии. Без Mac OS компьютер — это всего-навсего еще одна Windows-машина».

Майкл Гартенберг, директор по исследованиям аналитической компании JupiterResearch, отметил: «Работа над операционной системой не отличается такой яркостью, как iPod и iPhone, но она не менее важна».

Если немногие готовы оспаривать важность этой модернизации OS X для будущего Apple, то определить, добилась эта операционная система успеха или нет, не так просто. По заявлениям Apple, за уикенд, следующий после начала продаж, было продано два миллиона экземпляров ОС; однако далеко не все сразу же провели модернизацию до новой ОС. Открыт вопрос также и о том, как учитывать в объеме продаж те системы OS X 10.5, которые были предустановлены на компьютерах Mac и проданы вместе с ними.

Рубин видит несколько способов оценки успеха операционной системы. Первый — анализировать продажи «коробочных» систем. Можно также оценить процент клиентов, которые выполнили модернизацию до новой версии за определенное время. В этом показателе можно учитывать также те экземпляры, которые были проданы вместе с аппаратным обеспечением. И наконец, можно определить, сколько независимых разработчиков создали приложения, использующие достоинства новой платформы и развивающие ее.

Впрочем, разработать адекватный метод оценки можно, если учесть прошлый опыт продаж операционных систем Apple. Так, за первые два месяца после выпуска версии Tiger произошел 30-процентный рост розничных продаж OS X 10.4. Количество проданных экземпляров Tiger за два месяца на 100% превзошло продажи OS X 10.2.

Конечно, эти данные нужно принимать с некоторыми оговорками. В них учтены только «коробочные» модернизации ОС без тех новых версий операционной системы, которые поставлялись предустановленными с настольными компьютерами или ноутбуками. Кроме того, Apple уверенно наращивает число розничных торговых точек, позволяя все большему числу покупателей знакомиться с новыми операционными системами и приобретать их. Этот процесс идет с 2002 года, когда была выпущена версия Jaguar.

Объем «коробочных» продаж, безусловно, растет. Могут ли продажи компьютеров Mac оказать дополнительное влияние на распространение Leopard? Как показывает анализ, это влияние может быть просто огромным — достаточно взглянуть на недавний квартальный отчет компании. Продажи компьютеров Mac выросли в значительной степени.

В очередном финансовом квартале Apple продала около 2,2 млн. компьютеров. Это абсолютный рекорд квартальных продаж. За эти три месяца Apple обновила семейства iMac и Mac mini. Продажи росли и в предыдущем квартале — с 634 тыс. до 817 тыс. Все большим спросом пользовались и ноутбуки — в четвертом квартале их было продано 1,34 млн. при 1,13 млн. в третьем. Четвертый квартал стал первым кварталом устойчивого роста продаж со времени модернизации семейств MacBook и MacBook Pro соответственно в мае и июне. 


Внимание на Vista

Apple всегда демонстрировала стремление противопоставлять Mac OS X операционным системам Microsoft. Достаточно вспомнить конференцию разработчиков в 2006 году, когда глава Apple Стив Джобс заявил, что не будет обнародовано ни одной из функций Leopard, дабы они не «обнаружились» в Vista. Впрочем, при всем желании в Apple не могут претендовать на то, чтобы Mac OS X 10.5 опередила Vista по продажам. Без сомнения, клиенская база Microsoft значительно шире. Так или иначе, флагманская операционная система Windows остается важным объектом для сопоставления с OS X, отметил Рубин.

Это стало особенно заметно после того, как Apple перешла на процессоры Intel. «Это первая модернизация операционной системы, которая работает на Intel, — обратил внимание Росс Рубин, главный аналитик компании NPD. — Представляется, что переход на Intel добавил интереса к компьютерам Mac со стороны пользователей Windows. Эта же версия действительно дает пользователям возможность попробовать впервые провести модернизацию для Mac».

А это, в свою очередь, позволяет Apple произвести весьма сильное первое впечатление — особенно в свете, мягко говоря, неоднозначной истории модернизаций для Windows.

«Все аппаратные и программные технологии, такие как FireWire, находятся у Apple под строгим контролем при модернизации, — отметил Рубин. — В целом модернизация для Mac OS отличается куда меньшей сложностью, чем модернизация от XP до Vista».

«Пользователи, обновившие Mac OS X до новой версии, вряд ли, подобно пользователям Vista, будут спрашивать, как выполнить обратную операцию», — заявил Гартенберг.

Отзывы индивидуальных потребителей будут в значительной степени способствовать успеху Leopard, как полагают многие отраслевые аналитики. Если пользователи Windows подчас и не знают ничего про такие понятия, как «операционная система», то в случае с Mac картина принципиально иная.

«В сообществе пользователей Mac чрезвычайно важны внутренние влияния, — подчеркнул аналитик Forrester Research Дж. П. Гоудер. — Отношение к новым продуктам энтузиастов Apple во многом определяет отношение основной массы пользователей».