Компания Facebook, своеобразная сеть социальных сетей, продаст корпорации Microsoft миноритарный пакет своих акций на сумму 240 млн. долл. Соответствующий пункт включен в общее соглашение между Facebook и Microsoft, которое предусматривает также расширение спектра рекламных услуг, предоставляемых социальным сетям крупнейшим производителем программного обеспечения.

Увеличение доли Facebook, принадлежащей Microsoft, привело к тому, что оценка рыночной стоимости компании резко выросла, достигнув 15 млрд. долл. Между тем, по сообщениям СМИ, интерес к Facebook проявляли и в Google.

Помимо увеличения своей доли в капитале популярной платформы социальных сетей корпорация Microsoft намерена расширить рамки соглашения по размещению баннерной рекламы на сайтах Facebook. Кроме того, Microsoft становится эксклюзивным поставщиком рекламной платформы для Facebook.

«Все это свидетельствует о возможном переходе компании под полный контроль Microsoft в будущем, а также о том, что Facebook дистанцируется от Google», — считает аналитик агентства Sterling Market Intelligence Грег Стерлинг.

Выбрали из-за репутации

В ходе пресс-конференции, состоявшейся после объявления о заключении соглашения, вице-президент Facebook по операциям Оуэн ван Натта, заявил, что выбор пал на Microsoft благодаря ее репутации одного из ведущих мировых поставщиков технологий.

«Мы были очень рады тому, что столько игроков изъявили желание стать нашими рекламными партнерами», — подчеркнул ван Натта.

Президент подразделения Microsoft Platforms and Services Division Кевин Джонсон назвал соглашение «вотумом доверия» рекламной стратегии Microsoft. Вместе с тем он признал, что реклама — лишь одна из областей сближения двух компаний, отказавшись при этом уточнить, в каких еще областях предполагается осуществлять сотрудничество.

По мнению руководства Facebook, финансовые вливания со стороны Microsoft объясняются ожиданиями заметного роста клиентской базы и числа пользователей компании в течение предстоящего года.

По мнению руководства Facebook, финансовые вливания со стороны Microsoft объясняются ожиданиями заметного роста клиентской базы и числа пользователей компании в течение предстоящего года

И деньги, и рост

«Безусловно, это очень хорошо для Facebook, поскольку компания получает большой кусок денежного пирога, и Microsoft дает ей именно ту оценку, на которую здесь рассчитывали, — пояснил Стерлинг. — Таким образом, Facebook одновременно приобретает и деньги, и рост капитализации».

«На сегодняшний день в компании работает порядка 300 сотрудников, а через год их будет уже около 700», — заявил на недавней конференции Web 2.0 Summit генеральный директор и основатель Facebook Марк Цукерберг.

Действительно, популярность сайта растет очень быстро: ежедневно на нем регистрируются около 250 тыс. новых пользователей. На сегодняшний день у компании, созданной в 2004 году, насчитывается 49 млн. активных пользователей, тогда как еще в декабре их было 12 млн. Примерно половина активных участников форума заходят на сайт каждый день. А 59% пользователей проживают за пределами США.

Большая победа Microsoft

Накануне объявления о заключении сделки в The Wall Street Journal и The New York Post появилась информация о том, что Facebook находится на последней стадии принятия решения о том, с кем двигаться дальше: с Microsoft или с Google.

Для корпорации Microsoft, позиции которой на рынке электронной рекламы не так сильны, как хотелось бы ее руководству, и которая отстает в этом плане от Google, подписание соглашения с Facebook стало бы большой победой. Оно подтвердило бы, что рекламный механизм корпорации отвечает современным требованиям.

Первое рекламное соглашение между Microsoft и Facebook было подписано в августе 2006 года, а несколько месяцев спустя срок его действия был продлен до 2011 года.

Аналитики The Wall Street Journal полагают, что прибыль Facebook в текущем году составит 30 млн. долл. при обороте в 150 млн. долл. Google и Yahoo, со своей стороны, являются поставщиками рекламы для социальной сети MySpace, конкурирующей с Facebook.

«В 2005 году компания News приобрела MySpace, а в прошлом году Google купила YouTube, поэтому Microsoft просто обязана была победить в состязании за Facebook, — отметил аналитик Gartner Аллен Вайнер. — Ей необходимо было добиться этого во что бы то ни стало».

Подписав соглашение, Microsoft ясно продемонстрировала серьезность своего намерения стать крупнейшим поставщиком платформ электронной рекламы.

А есть ли потенциал?

Правда, сегодня остается еще немало вопросов относительно рекламного потенциала социальных сетей. Большая часть контента хаотично формируется миллионами индивидуальных пользователей, поэтому довольно часто здесь размещаются материалы вульгарного и спорного характера.

«В появлении сомнений в жизнеспособности бизнес-моделей социальных сетей есть и определенная польза», — заметил Вайнер.

А между тем сайты эти развиваются, и через пять лет будут выглядеть совсем по-другому. Помимо базовых функций социальных сетей, они превратятся в платформу для доставки мультимедийной информации участникам данного сообщества.

Своими планами в области рекламного бизнеса представители Facebook собираются поделиться 6 ноября. В этот день в Нью-Йорке пройдет конференция, где будут обсуждаться новые подходы к развитию электронной рекламы, на которую приглашены «самые близкие рекламодатели».

Под присмотром полиции

За деятельностью Facebook, MySpace и прочих социальных сетей внимательно наблюдают правоохранительные органы. Объясняется это тем, что социальные сети часто используются как средство сексуального преследования и домогательства, особенно в отношении несовершеннолетних.

По оценкам компании Hitwise, по итогам недели, завершившейся 20 октября, сайт Facebook.com оказался в числе девяти наиболее посещаемых в США. В категории социальных сетей на Facebook.com пришлось 15% общего числа посещений. Здесь Facebook уступает только лидеру — социальной сети MySpace, доля которой составила 76%.

Первые сообщения о планируемых инвестициях в Facebook со стороны Google и Microsoft появились в The Wall Street Journal около месяца тому назад.