Сергей Одинец: «На российских средних предприятиях переход к лицензионному софту идет полным ходом. На очереди малый бизнес»Компания Microsoft объявила о запуске в Санкт-Петербурге программы Office Ready, которая предполагает продажи компьютеров с предустановленной версией офисного пакета «Microsoft Office Профессиональный 2007». Покупатель ноутбука или настольного ПК может пользоваться этой версией бесплатно в течение 60 дней, а затем, если решит, что офисный пакет его устраивает, приобрести ключ активации у одного из партнеров корпорации (в том числе через Internet-магазин).

Глобальная инициатива Office Ready начала действовать в России еще в начале текущего года. Однако программа фактически была запущена в Петербурге с сентября после подключения к ней трех местных сетей компьютерных магазинов: «Компьютер-центр ‘Кей’», «Компьютерный Мир» и Alfa Computers (на них приходится более половины компьютеров, продаваемых на петербургском рынке). Прежде инициатива Office Ready не имела подобного охвата ни в Москве, ни в каком-либо из регионов. Продажи предустановленного офисного пакета в основном шли через небольших сборщиков.

Особенность петербургского рынка в том, что большинство реализуемых в городе ПК собирают не специализированные производители, а торговые сети. Возможно, из-за этого масштабное развертывание программы, к которой могут подключиться только сборщики, началось именно в Петербурге.

Затянувшийся подготовительный период для Office Ready Сергей Одинец, менеджер по продвижению офисных продуктов Microsoft, объяснил решением проблем производства и доставки дисков с набором образов Office 2007 (OEM Pre-installation Kit, OPK). К началу лета их не удалось решить, и потому активное продвижение предустановленного офисного пакета было отложено до осени. Тем не менее, по словам Одинца, планы перевыполнены почти втрое — распространено 6367 ОРК.

Благодаря Office Ready представительство Microsoft рассчитывает снизить долю нелегально используемого офисного пакета в сегментах малого бизнеса и домашних пользователей.

«В крупных компаниях процесс легализации в последнее время замедлился, потому что они уже редко используют пиратские версии Windows и Microsoft Office. На средних предприятиях этот процесс идет полным ходом. На очереди малый бизнес. Программа Office Ready в первую очередь нацелена на него, хотя мы также рассчитываем на существенный рост покупок офисного пакета домашними пользователями», — пояснил Одинец.

Платить или не платить

В трех крупных сетях Петербурга покупатели компьютеров уже получают предустановленную бесплатную версию Office 2007, однако механизм прямого стимулирования продавцов не определен. Не решено даже, стоит ли вообще отчислять какие-либо комиссионные партнерам, которые будут устанавливать офисный пакет и реализовывать ключи, тем более что не ясно, как делить доход, когда покупатель через 60 дней бесплатного пользования может заплатить за Office 2007 другому партнеру, а не обязательно продавцу компьютера с предустановленной версией.

В ближайшие два месяца партнеры все равно ни на какие комиссионные от продажи ключей не могут рассчитывать, поскольку большинство покупателей за ними обратятся через 60 дней пользования офисным пакетом. Поэтому время на размышление есть.

«Мы рассчитываем разгрузить наш сервисный центр. Значительная часть обращений в него связана с использованием на компьютерах пиратских программ и ошибками при самостоятельной установке приобретенного коробочного софта. Если покупатели получат правильно установленную легальную версию офисного пакета Microsoft, то у них будет меньше поводов нести компьютер в ремонт», — уверен коммерческий директор компании «Компьютер-Центр ‘Кей’» Алексей Лукичев.

Вместе с тем участников программы ожидают обвинения в некорректных действиях по отношению к покупателям.

«Думаю, подобные соглашения с торговыми сетями являются прямым нарушением прав потребителей. Людям навязывается товар, который они не просят, оставляя их в неведении относительно возможных альтернатив», — говорит генеральный директор компании «Линукс Инк.» Леонид Сомс.

По его мнению, последняя версия OpenOffice почти ни в чем не уступает Microsoft Office. Лишь инструментарий презентаций немного беднее. Утверждается даже, что потому Microsoft и начинает реализовывать программу Office Ready, предлагая покупателям офисный пакет по меньшим ценам, чем прежде. OEM-версия Office 2007 стоит примерно 150 долл.

Представители розничных сетей не согласны с Сомсом. Они утверждают, что OpenOffice значительно проигрывает Microsoft Office. Потому продавцы его покупателям и не предлагают. В связи с этим спором пресс-служба Microsoft предложила подумать об открытом тестировании двух офисных пакетов.