Цзян Ибин : «Мы хотим стать для операторов связи поставщиком сквозных решений»Компания Huawei Technologies провела первую на территории стран СНГ демонстрацию своих терминалов для сетей третьего поколения — телефонов, модемов и сетевых карт. Таким образом, на российском рынке мобильных терминалов появляется новый амбициозный игрок: основной целью китайской компании является завоевание лидирующих позиций в сегменте устройств для 3G-сервисов, где стартовые позиции у всех участников пока можно считать примерно равными. Директор департамента глобальных продаж терминального оборудования Huawei Technologies Цзян Ибин поделился планами работы своего подразделения в России и СНГ с главным редактором журнала «Сети» Игорем Елисеевым.

Раньше Huawei занималась только поставками инфраструктурного оборудования, а недавно приступила к выпуску терминалов 3G. Чем вызван такой поворот в стратегии компании?

Мы хотим стать для операторов связи поставщиком сквозных решений. А без такого элемента, как терминальное оборудование, решение было бы неполным.

На каких качественных характеристиках терминалов — уникальный функционал, дизайн, цена — вы попытаетесь сделать акцент, продвигая их на российский рынок?

Сейчас наступил самый благоприятный момент для переговоров с операторами о поставках им терминального оборудования: в России происходит процесс выдачи лицензий на сети 3G. Мы предлагаем им три категории продуктов. Первую представляют устройства широкополосного беспроводного доступа, куда входят различные USB-модемы, а также карты для ПК и ноутбуков.

Вторая категория — UMTS-телефоны, которые в свою очередь тоже делятся на три группы. Мы считаем, что потребителей больше всего будут интересовать доступные в ценовом отношении терминалы с широким набором мультимедийных функций. Так, молодежную аудиторию должны привлекать встроенные плейеры, фотокамеры и т. д. Кроме того, мы собираемся продвигать устройства, ориентированные на бизнес-пользователей, с развитыми функциями доступа к Internet и средствами коллективной работы. В третью группу войдут модели, отличающиеся стильным дизайном.

И наконец, последняя категория продуктов — FMC-решения для рынков SMB и SOHO.

В чем вы видите конкурентные преимущества своих продуктов по сравнению с уже имеющимися на рынке продуктами других производителей?

Терминалы третьего поколения радикально отличаются от терминалов второго поколения с точки зрения поддерживаемой скорости передачи данных. Так, 3G-терминалы Huawei характеризуются быстродействием от 3,6-7,2 Мбит/c, поэтому рынок должен быть насыщен услугами, которые мотивировали бы выбор подобных устройств конечными пользователями.

Также наша компания всегда стремилась выслушивать пожелания операторов, а не самостоятельно заниматься разработкой моделей, которые ей кажутся необходимыми. Поставщики услуг гораздо лучше знают, что нужно их пользователям. Этот подход привел нас к сотрудничеству с крупнейшими мобильными операторами. К примеру, по заказу Vodafone мы изготовили большую партию терминалов V710, реализовав в них специальные функции, свойственные сети Vodafone, — доступ к сервису «Радио-DJ» с помощью одной кнопки, просмотр мобильного ТВ, передача открыток. Данные возможности терминалов благодаря увеличению спроса на дополнительные услуги позволили оператору поднять ARPU.

Начиная с каких объемов заказов проекты по кастомизации терминалов становятся привлекательными?

Это зависит от того, что захочет оператор, что подразумевается под кастомизацией терминала — только нанесение логотипа или глубокие изменения в системном ПО. Но возможности по кастомизации у Huawei очень велики.

Мы выпустили более 1000 различных версий ПО для одних только UMTS-модемов. Управлять таким количеством версий продуктов очень нелегко. Так что оценка, о которой вы говорите, складывается из многих факторов.

На каком этапе переговоры о кастомизации телефонов с представителями «большой тройки» российских сотовых операторов, получившими лицензии 3G?

С этими операторами мы ведем переговоры о тестировании пилотных зон третьего поколения, в которых будет задействовано не только инфраструктурное оборудование, но и терминалы. Без их использования нельзя вести речь о полноценном тестировании.

Как вы планируете продвигать терминалы на начальном этапе, пока не подписаны договоры о кастомизации телефонов с конкретными операторами? Воспользуетесь ли существующими дилерскими сетями по продаже цифровой техники?

Та модель продвижения, на которую мы бы хотели рассчитывать, состоит именно в сотрудничестве с мобильными операторами. Образно говоря, вместе с оператором мы слушаем мнения пользователей и только затем начинаем проводить адаптацию тех или иных моделей. Впрочем, это не мешает нам проводить собственные маркетинговые исследования. Те 12 моделей устройств, которые вскоре начнут продаваться в России, были отобраны из всего многообразия производимых компанией терминалов на основе исследования потребительских предпочтений и мнений операторов.

Когда ваши терминалы появятся в продаже в России?

Их можно начать продавать хоть сейчас, но мы ждем того момента, когда ваши операторы запустят сети 3G.

Стремление операторов поднять свою доходность за счет предоставления дополнительных услуг пока не увенчалось успехом. Что в Huawei порекомендовали бы своим российским заказчикам, чтобы развитие неголосовых сервисов в создаваемых ими сетях 3G оказалось успешнее? Какие сервисы им следует запускать в первую очередь?

Мы знаем, что рынок сотовой связи в России насыщен, практически у каждого есть свой мобильный телефон. В таких условиях развитие услуг третьего поколения — это выход операторов на новый рынок.

Почему дополнительные услуги в сетях предыдущего поколения не получили должного развития? Думаю, причины следует искать прежде всего в недостаточно высокой скорости передачи данных. Сегодня же ситуация принципиально изменилась: появились терминалы, поддерживающие скорость от 3,6 Мбит/c. Для скачивания мелодии из Internet, на которую раньше уходило бы порядка пяти минут, теперь потребуется всего десять секунд, причем быстрая загрузка файлов — лишь одно из возможных приложений. Безусловно, это поднимет привлекательность дополнительных сервисов, особенно принимая во внимание, что диапазон таких услуг будет широк и насыщен. Скорость передачи данных в сетях 3G можно считать главным козырем в глазах пользователей, поэтому на первом этапе развертывания новых сервисов операторам стоит сосредоточить усилия на демонстрации их быстродействия.

Наличие стратегического союза с Quallcomm превращает Huawei в одного из главных конкурентов Nokia на рынке мобильных терминалов из-за того, что финский производитель предъявляет серьезные патентные претензии к американскому разработчику чипсетов…

Вообще говоря, Huawei уже довольно давно сотрудничает с Quallcomm. Мы стали партнерами в области сетевых продуктов еще до того, как занялись выпуском собственных терминалов. Другое дело, что наши вложения в развитие технологий 3G сейчас очень велики. Компания располагает огромной командой разработчиков, которые трудятся над проектированием как системного оборудования, так и абонентских терминалов. И мы контролируем достаточно большую часть патентов в области 3G.

Что касается других производителей, то я не могу дать точной оценки. Хочется подчеркнуть, что Huawei очень внимательно относится к защите собственных интеллектуальных прав и патентов.