Международный авиакосмический салон МАКС-2007 был богат на экспонаты и мероприятия, связанные с информационными технологиями. Что неудивительно — в XXI веке самолет без электроники представить себе сложно. Двигатель для самолета — также. В частности, на выставке представители одного из лидеров российской авиакосмической отрасли, Пермского моторостроительного комплекса, объявили о запуске в эксплуатацию обновленной комплексной инфраструктуры.

По словам Андрея Чемуса, архитектура центра обработки данных прошла двухэтапное нагрузочное тестирование в условиях, «приближенных к боевым»По словам заместителя начальника отдела ИВТ пермского ОАО «Авиадвигатель» Андрея Чемуса, работы велись в нескольких направлениях: была построена отказоустойчивая магистраль внутренней сети комплекса и модернизированы серверные группы (запущен вычислительный кластер, созданы новые серверные платформы для бизнес-приложений и централизованная система хранения данных). Пермский комплекс включает в себя два предприятия: «Авиадвигатель» (конструкторское бюро, разрабатывающее газотурбинные двигатели) и «Пермский моторный завод» (производитель этих двигателей). Географически здания предприятий комплекса расположены на общей площадке, это дает возможность их интеграции в единую компьютерную сеть. Модернизацией такой сети и занималась одна из пермских компаний; теперь магистраль представляет собой кольцо из коммутаторов серии Cisco 6500.

После модернизации сети речь пошла и о серверах. Архитектура вычислительных комплексов «Авиадвигателя» и «Пермского моторного завода», собранных в единый центр обработки данных, была разработана компанией «Крок». Комплексы одинаковы, за исключением того, что в «Авиадвигателе» установлен мощный кластер IBM Cluster 1350 (на 28 процессорных ядер) — в конструкторском бюро он необходим. В качестве лезвийных серверов были выбраны IBM HS20 и IBM JS21, а в качестве дисковых систем хранения данных — IBM DS4800 и IBM DS4100. Предпочтение отдали оборудованию от IBM, исходя из соотношения цена/производительность на реальных задачах, а также его «терпимости» к гетерогенным решениям — на пермской площадке используются операционные системы Windows, NetWare и IBM AIX, а в лезвийных серверах стоят процессоры от Intel, AMD и IBM.

Архитектура прошла двухэтапное нагрузочное тестирование в условиях, «приближенных к боевым»: вычислительный кластер тестировался в центре компетенции IBM в Монпелье (Франция), функциональное тестирование серверных платформ для бизнес-приложений велось в центре компетенции «Крок» в Москве. Одновременно с внедрением комплекса была модернизирована инженерная инфраструктура серверных помещений «Авиадвигателя» и «Пермского моторного завода» — системы бесперебойного энергоснабжения и кондиционирования.

В результате внедрения значительно повысилась отказоустойчивость вычислительного комплекса. В частности, теперь резервные копии данных одного предприятия могут храниться на другом (для поддержки этого процесса используется IBM Tivoli); было проведено соответствующее обучение персонала, и теперь, скажем, администраторы баз данных предприятий знакомы с организацией баз друг друга. Кроме того, внедрение вычислительного кластера позволило в пять-десять раз быстрее просчитывать трехмерную газодинамику авиадвигателей (расчет пар статор-ротор ступеней турбины, шума реактивной струи и др.). Предполагается, что уже в текущем году число процессорных ядер масштабируемого кластера будет увеличено до 84.