Служба новостей IDG, Токио

Компании переносят в регион производство плоскопанельных телевизоров и мониторов

LG Electronics в прошлом году открыла в Подмосковье фабрику, где наряду с другой продукцией будут выпускаться телевизоры, а Panasonic объявила в феврале о своем намерении уже нынешним летом начать производить плазменные панели в Калининграде. Столь активное строительство производственных мощностей в Восточной Европе объясняется жесткой конкуренцией между компаниями, выпускающими телевизорыСнижение налоговой ставки, низкая стоимость труда и преимущества близкого соседства с крупными рынками сбыта приводят к росту инвестиций в Восточную Европу со стороны производителей плоскопанельных экранов и телевизоров.

Японские и южнокорейские компании за последний год вложили в этот регион сотни миллионов долларов, намереваясь удовлетворить быстрорастущий спрос со стороны западноевропейских потребителей на плоскопанельные плазменные и жидкокристаллические телевизоры. По данным DisplaySearch, в 2005 году в Европе было продано 10,9 млн. телевизоров, то есть более чем в два раза больше по сравнению с 2004 годом. По предварительным оценкам, в 2006 году этот показатель опять вырос почти вдвое, составив 20,5 млн. штук.

Сейчас многие из этих телевизоров или компонентов, которые в них применяются, производятся далеко за пределами Европы, а затем доставляются на континент. Это дорогостоящая и требующая много времени операция, которая также предполагает выплату налога на импорт (в странах Евросоюза он составляет 14%). Поскольку продажи в Европе растут, то становится экономически выгодным производить телевизоры в Европе, экономя таким образом на налогах.

Лидером по размаху таких проектов является Польша, где свои фабрики по выпуску ЖК-модулей строят Sharp и LG. На этих фабриках из ЖК-панелей, произведенных в Азии, и дополнительных компонентов, таких как задняя подсветка и микросхемы драйверов, предполагается создавать законченные модули. Затем из этих модулей и других компонентов, таких как тюнеры, источники питания и корпуса, собираются телевизоры.

Корпорация Toshiba также объявила о том, что ведет переговоры с польскими властями о создании в стране фабрики по выпуску ЖК-телевизоров. Со гласно оценкам, с открытием этого производства объем выпуска ЖК-телевизоров в Европе у Toshiba вырастет втрое.

Соседняя Венгрия также привлекает инвестиции. Компания Samsung SDI строит под Будапештом фабрики, которая сначала будет выпускать плазменные панели с диагональю 42 дюйма. В Чехии японская компания IPS Alpha Technology, совместное предприятие Hitachi Displays, Matsushita Electric (Panasonic) и Toshiba, намерена открыть фабрику по выпуску ЖК-модулей. Близость этого производства к другим планируемым фабрикам по изготовлению жидкокристаллических телевизоров также позволит сэкономить, поскольку выпускать модули можно будет дешевле и быстрее.

LG Electronics в прошлом году открыла в Подмосковье фабрику, где наряду с другой продукцией будут выпускаться телевизоры, а Panasonic объявила в феврале о своем намерении уже нынешним летом начать производить плазменные панели в Калининграде.

Столь активное строительство производственных мощностей в Восточной Европе объясняется жесткой конкуренцией между компаниями, выпускающими телевизоры. Такие компании, как Sharp, Sony, Panasonic и Samsung, пытаются захватить долю рынка по мере его расширения, поскольку это значительно проще, чем пытаться теснить уже утвердившихся игроков. Зачастую главным оружием в этой конкурентной борьбе становится цена, но снизить расходы далеко не просто.

По словам Хазакацу Тори, директора по исследованиям телевизионного рынка компании DisplaySearch, стоимость панели, самого дорогостоящего компонента плоскопанельного телевизора, снизить довольно трудно, и цены ведущих производителей практически не отличаются. В силу этого им приходится изыскивать способы сэкономить на другом.

«Одна из возможностей — использовать местное производство, сборку и трудовые ресурсы, и компании переносят производство из регионов с высокой стоимостью труда в менее дорогостоящие страны», — подчеркнул он.

Нет сомнения в том, что труд рабочих в странах Восточной Европы стоит меньше, чем, скажем, в Великобритании, где традиционно располагалось производство телевизоров таких компаний, как Sony.

Согласно данным, полученным Министерством труда США, рабочим, задействованным в производстве, в Венгрии в среднем платят 5,72 долл. в час, а в Чехии — 5,43 долл. в час. Для сравнения, за такую же работу в Великобритании платят 24,71 долл., в Германии — 32,53 долл., а в Норвегии — 34,64 долл.

«Пятнадцать лет назад многие японские компании построили свои фабрики по производству телевизоров в Великобритании, — заметил Тори, приведя в качестве примера заводы компании Sony в Южном Уэльсе. — Но в прошлом году они были закрыты, и сейчас их переводят в страны Восточной Европы».

Подобная тенденция не может не радовать европейских потребителей — до тех пор, пока в странах Западной Европы не начнут сокращать рабочие места в пользу их восточных соседей. Более низкие затраты и высокая конкуренция означают, что расценки на телевизоры будут снижаться. Согласно данным DisplaySearch, средняя розничная цена ЖК-телевизора в первом квартале этого года была на 9% меньше, чем в том же квартале прошлого года.


800 миллионов — на завод в Польше

Компания LG Electronics в начале июня официально открыла в польском городе Вроцлав комплекс, который займется производством жидкокристаллических телевизоров. Комплекс, в который будет инвестировано 807 млн. долл., обеспечит полный производственный цикл телевизоров. Его площадь — 1,5 млн. кв. метров. Количество вновь созданных рабочих мест превышает около 4 тыс. В проекте участвуют компании LG.Philips LCD, LG Innotek (производство и поставки инверторов и блоков питания), LG Chem (материалы для изготовления ЖК-дисплеев). В LG утверждают, что Польша была выбрана в связи с ее выгодным географическим положением, привлекательностью рынка труда, налаженной инфраструктурой и поддержкой, оказываемой местными властями. Предполагается, что к 2010 году годовой объем производства составит 5 млн. устройств. На первом этапе планируется выпускать около 2 млн. телевизоров в год.