О технопарках, льготах и венчурном фонде

Около года назад на основе Концепции развития российского рынка информационных технологий Министерство информатизации и связи РФ сформировало пакет предложений, имеющих целью сохранение темпов роста отечественной ИТ-индустрии на уровне 30%, увеличение объема рынка ИКТ к 2010 году до 40 млрд. долл., экспорта программных продуктов — до 10 млрд. долл., а количество занятых в ИТ-отрасли — до 5% работающего населения страны. Для достижения этих показателей необходима господдержка, которая, по мнению министерства, должна выражаться в создании условий для развития бизнеса. И как считает заместитель министра информатизации и связи Дмитрий Милованцев, «особенности отрасли оказания интеллектуальных услуг порождают специфические способы поддержки». Об этих особенностях и сопутствующих проблемах он в очередной раз рассказал на заседании Торгово-промышленной палаты в конце июня.

Дмитрий Милованцев: «Барьеры, связанные с отсутствием ИТ-инфраструктуры, особенно в регионах, сегодня являются для нас решающими, иначе мы бы этим не занимались»

Предложенные Мининформсвязи меры господдержки включают в себя создание технопарков в сфере ИТ, налоговые льготы для экспортеров программного обеспечения и формирование венчурного фонда для финансирования ИТ-проектов. Параллельно предполагается реализовать ряд мер по совершенствованию таможенного законодательства, касающихся режима временного ввоза и таможенного оформления экспорта интеллектуальных продуктов и сервисов. Соответствующие предложения находятся на межведомственном согласовании.

По словам министра информатизации и связи Леонида Реймана, бизнес полностью поддерживает выбранные министерством направления господдержки: за последний год многие иностранные ИТ-компании открыли свои представительства в России или расширили существующие, а некоторые, например, Motorola и Sun Microsystems, даже зарезервировали в своих бюджетах средства на участие в технопарках.

Однако, во-первых, инициативы министерства встречают противодействие со стороны других ведомств, во-вторых, поддержка со стороны отечественных компаний не столь однозначна. С того момента как президент России инициировал активность государства в деле развития ИТ-отрасли, Мининформсвязи и МЭРТ с переменным успехом соперничали за лидерство в этом процессе.

В марте правительство наконец утвердило разработанную Мининформсвязи госпрограмму развития технопарков, которая рассматривалась в течение 14 месяцев. И хотя межведомственные разногласия продолжают тормозить реализацию государственной политики в области ИТ, дело строительства технопарков сдвинулось с мертвой точки.

Технопарки ждут денег

Основной вывод, сделанный разработчиками госпрограммы из анализа международного опыта, состоит в том, что России придется вырабатывать собственную модель развития технопарков, возможно, даже для каждого отдельного региона. По версии Мининформсвязи, технопарк не может быть создан «в чистом поле», он должен опираться на существующую инфраструктуру, прежде всего для подготовки кадров. Поэтому их планируется строить там, где есть крупные университетские центры, отделения РАН и где уже зародился крупный бизнес компаний-разработчиков (в программе указаны Новосибирская, Нижегородская, Калужская, Тюменская области, Татарстан, Санкт-Петербург, а также Дмитровский район и Черноголовка Московской области).

«Если особые экономические зоны служат механизмами территориального развития, то технопарки должны способствовать отраслевому развитию», — полагает Милованцев.

Помимо выделения средств из бюджета, правительством одобрен займ на сумму 200 млн. долл., который откроется в будущем году. Из них 20 млн. долл. вкладывает Всемирный банк и 180 млн. долл. — российское правительство. Предполагается, что бюджетное финансирование социальной инфраструктуры на территории технопарка составит примерно 20% объема каждого проекта. Федеральное и местное финансирование планируется примерно в равных долях.

Поскольку бюджетных 6 млрд. рублей?, из которых примерно 1,5 млрд. запланировано выделить на эти цели в следующем году, на всех желающих явно не хватит, Мининформсвязи намерено расширить список регионов, поддерживаемых гос?программой лишь «морально».

В текущем году начнется подготовка технических проектов, а в будущем стартует собственно строительство и работы с участием средств неинституциональных инвесторов. Мининформсвязи готовит для правительства проекты нормативных актов, которые определят границы ответственности каждой из сторон — федерального бюджета, муниципального образования и инвесторов. Открытым остался вопрос окончательной регламентации деятельности конкретных технопарков, для этого потребуется постановление правительства, а также решения региональных органов власти.

Но пока государственная машина со скрипом проворачивается в нужную сторону, короткое время строительного сезона уходит, а выделение денег на технопарки до сих пор не началось. По словам Милованцева, задержка вызвана отсутствием проектно-сметной и землеустроительной документации, необходимой для открытия финансирования.

«Барьеры, связанные с отсутствием ИТ-инфраструктуры, особенно в регионах, сегодня являются для нас решающими, иначе мы бы этим не занимались», — подчеркнул он. Чтобы активировать участие бизнеса в реализации программы, Рейман и президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков в июне подписали соглашение о сотрудничестве в области создания и развития технологических парков в сфере ИТ.

Льготы рассматривают депутаты

Второе детище министерства — законопроект о льготном налогообложении для экспортеров софта — сейчас рассматривается бюджетным комитетом Госдумы, и, как ожидается, пройдет первое чтение на текущей парламентской сессии. Намерение предоставить налоговые преференции только средним и крупным ИТ-компаниям вызывает, мягко говоря, недоумение участников рынка, но, по мнению чиновников, малому ИТ-бизнесу вполне достаточно поддержки, предоставляемой всем малым предприятиям.

Между тем, по данным Роспатента, доля патентов, получаемых малыми предприятиями, постоянно падает. В прошлом году ими было зарегистрировано только десять патентов в сфере инновационного бизнеса.

Среди недовольных налоговым проектом, в частности, относительно небольшие, но порой весьма авторитетные компании — разработчики готовых продуктов, продающие свою продукцию, в том числе и на экспорт. Это и компании, занимающиеся созданием решений для внутреннего потребителя. Их точка зрения такова: налоговые льготы только для тех, кто работает на экспорт, — это льготы западным предприятиям за счет их отечественных конкурентов.

Фонд завис

Третье предложение Мининформсвязи — о создании «Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий» — «зависло» в правительстве, соответствующий проект постановления был готов к подписанию премьером еще в середине мая.

«Документы для создания венчурного фонда полностью подготовлены и находятся на утверждении в правительстве», — заявил Милованцев.

Мининформсвязи намерено создать фонд размером около 2,2 млрд. долл., где государство выступает в роли «бизнес-ангела», привлекая к фонду внимание крупных российских и иностранных структур и помогая обеспечить экспертизу проектов. Для создания «специального» венчурного фонда предлагается использовать средства Инвестиционного фонда, на финансирование которого в федеральном бюджете на 2006 год заложено около 70 млрд. рублей.

Предполагается, что фонд будет создан в виде открытого акционерного общества со 100-процентным участием государства, в течение первого года своего существования он продаст на открытом рынке 51% своих акций, после чего получит право начать инвестиции. Потенциальные инвесторы, готовые вложить 50 млн. долл., уже найдены (среди них и западные, и российские компании). Если все пойдет по плану, в первом квартале 2007 года фонд начнет инвестировать. В течение последующих трех лет планируется реализовать на бирже еще 24% акций фонда, оставив в государственной собственности только блокирующий пакет. Максимальный размер инвестиций фонда в один проект составит 3 млн. долл. Все свои директивы по инвестированию фонд будет обязан проводить через правительство. В совет директоров фонда предположительно войдут от 5 до 11 человек, представляющие Мининформсвязи, Минобразования, возможно, МЭРТ, а также «независимые директора».