«Сети»

Путь к объединению промышленных гигантов, таких как Alcatel и Lucent Technologies, долог и тернист, особенно если стороны имеют отношение к разработкам в сфере обороны и национальной безопасности своих стран

Конечно же, компания Lucent с годовым оборотом в 9,4 млрд. долл. представляет собой огромный бизнес в мировом масштабе, но ее главный актив — это научно-исследовательские Лаборатории Белла, где занято 26 тыс. ученых и инженеров. Нетрудно подсчитать, что штат ее исследовательского подразделения будет составлять почти третью часть всего персонала объединенной корпорации.

В стенах Bell Labs осуществляются разработки различной направленности, в том числе — по заказу оборонных и правительственных структур США. Всем известно, что к национальной безопасности за океаном относятся с особым трепетом, поэтому сделка по слиянию Alcatel и Lucent может быть одобрена регулирующими органами США только после получения ими определенных гарантий подконтрольности соответствующих научно-исследовательских проектов. И как утверждается в совместном пресс-релизе компаний, после завершения сделки новая корпорация сформирует дочернее предприятие в США с полностью независимым управлением, которое примет на себя обязательства Lucent по контрактам с американскими правительственными организациями. Во главе этой независимой дочерней структуры будет находиться совет директоров, чьи кандидатуры утверждаются правительством США.

Нельзя сказать, что интересы государственной безопасности и обороны затрагиваются только деятельностью американской компании, участвующей в сделке. В портфеле Alcatel есть тоже немало прямых контрактов с правительствами Франции и Евросоюза, только большинство из них реализуется через отдельные предприятия, в которых французский концерн имеет контрольный пакет акций. В данном случае речь идет о компании Alcatel Alenia Space, образовавшейся в прошлом году в результате слияния аэрокосмических подразделений французского концерна Alcatel и итальянского Finmeccanica. Синергетический эффект от объединения Alcatel Space и Alenia Spazio привел к тому, что в Европе появился самый крупный игрок космической индустрии с годовым оборотом около 2 млрд. евро. По показателю совокупной выручки он стал третьим в мире после американских гигантов Boeing и Lockheed Martin. В капитале нового аэрокосмического предприятия Alcatel досталось 67% акций, итальянской стороне — всего 33%.

Игорь Елисеев — главный редактор журнала Сети. С ним можно связаться по адресу ieliseev@osp.ru

В сферу деятельности контролируемого Alcatel предприятия вошли разработка и производство космических аппаратов, спутникового оборудования, наземных систем слежения и управления полетами, а также научно-исследовательское подразделение, занятое проектированием перспективных систем орбитального транспорта и связи. Alcatel Alenia Space выступает генподрядчиком проекта European Geostationary Navigation Overlay System (EGNOS), который был введен в промышленную эксплуатацию Европейским космическим агентством в середине 2005 года. Система космической навигации EGNOS считается предшественницей самого амбициозного аэрокосмического проекта Евросоюза под названием Galileo, одним из учредителей которого является Alcatel Alenia Space. Этой компании принадлежит 38% акций холдинга Galileo Industries и 13%— Galileo Concession. В рамках проекта Galileo Alcatel Alenia Space отвечает за создание комплексной архитектуры глобальной системы спутниковой навигации, интеграцию спутниковой группировки с наземными станциями и поставку критически важных инфраструктурных компонентов.

Кроме того, в пресс-релизе, посвященном соглашению о слиянии, особо отмечается, что новая компания останется промышленным партнером корпорации Thales и одним из ее крупнейших акционеров (ей принадлежит 9,5%, еще 31,3% у французского правительства). Этот электротехнический гигант с годовым оборотом в 10,3 млрд. евро ведет свой бизнес в 30 странах мира и насчитывает 60 тыс. работников. Основная его специализация — рынки аэрокосмического оборудования, систем обороны и безопасности.

В самый последний момент стало известно, что совет директоров Thales в принципе одобрил приобретение бизнеса Alcatel в области спутниковых решений, производства систем железнодорожной сигнализации и обслуживания критически важных систем. Alcatel увеличит свое участие в акционерном капитале компании Thales до 21,6%, усилив свои позиции в качестве одного из главных акционеров. При этом крупнейшим акционером электротехнической корпорации останется правительство Франции, которому принадлежит 27,1% акций.

Thales стала своеобразной разменной монетой в переговорах с Lucent. Представители Alcatel не остались в долгу перед американцами — в распространенных для прессы документах говорится, что члены совета директоров Thales, назначаемые от лица объединенной компании, должны быть гражданами Евросоюза, а осуществлять взаимодействие с этой корпорацией будет либо Серж Чурук (председатель совета директоров Alcatel), либо один из французских директоров новой корпорации.