Высшая школа экономики провела ежегодную конференцию, посвященную роли государства в модернизации экономики

Высшая школа экономики провела очередную ежегодную конференцию, посвященную роли государства в модернизации экономики. О том, что именно этот вопрос стоит на повестке дня экономического блока российского правительства, свидетельствовало присутствие на конференции министра финансов Алексея Кудрина и министра экономического развития и торговли Германа Грефа, которые ее и открыли.

Если верить Герману Грефу, Россия через некоторое время может стать одной большой особой экономической зоной

Несмотря на то что на первое место в модернизации экономики в МЭРТ ставят реформы в здравоохранении, образовании и жилищно-коммунальном хозяйстве, развитие высокотехнологичного сектора также не остается без внимания.

По мнению Грефа, это ключевое направление, где государство должно проводить активную политику. При этом оно должно сконцентрироваться на развитии инфраструктуры, поскольку для инфраструктурных проектов характерен длительный срок окупаемости, а для некоторых из них такие сроки вообще не определены.

Началом экспериментов по привлечению частных средств в объекты государственной инфраструктуры с последующей передачей этих объектов в частные руки Греф назвал появление инвестиционного фонда.

В конце марта был объявлен первый конкурс на инвестиционные проекты, где инвесторы могут получить софинансирование государства, но при условии, что сами вложат не менее 25%. При этом речь идет о «тяжелых» проектах, как, например, прокладка дорог, однако аналогичных принципов МЭРТ придерживается и при создании венчурного фонда, из которого будут финансироваться инновационные компании.

По словам Грефа, работа по формированию нормативной базы, необходимой для создания государственного венчурного фонда, уже близится к завершению.

«Концепция, которая закладывается в идею этого фонда, заключается в том, чтобы предоставить минимум возможностей оперирования денежными средствами государственным чиновникам, — заявил он. — Мы постараемся выбрать одну из моделей, которая предопределяет движение государственных средств вслед за средствами частных инвесторов».

Еще одно направление поддержки инновационного сектора — развитие особых экономических зон. Из шести таких зон, о создании которых уже было объявлено, четыре «носят инновационный характер». По словам министра, в рамках этих зон будет построена инфраструктура, необходимая для венчурного финансирования и поддержки малого бизнеса. После реализации этих проектов можно будет оценить степень эффективности инструментов ОЭЗ и возможность распространения их на новые территории. Самое главное, как считает Греф, оценить, насколько эту практику и то законодательство, которое будет складываться внутри особых экономических зон, можно распространить на всей российской территории.

В целом же, как пообещал Греф, до конца года логика поддержки инновационных процессов в стране будет иметь некую завершенную форму.

Главным докладчиком по вопросам собственно инноваций стал министр образования и науки Андрей Фурсенко. На конференции ожидался также министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, но он не пришел.

По словам Фурсенко, государство начало существенно вкладываться в инфраструктуру инновационной деятельности. Помимо уже упомянутого закона об особых экономических зонах министр обратил внимание на изменение логики ряда федеральных целевых программ. В качестве примера он привел научно-техническую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы», в которой установлено финансирование с учетом экономической результативности работ, при том что идея принять участие в развитии венчурного инвестирования два года назад была абсолютно отметена.

«И все это происходит на фоне стабильного и существенно растущего бюджета науки», — посчитал необходимым подчеркнуть министр.

Среди проблемных направлений Фурсенко выделил недостаточное движение по вопросам интеллектуальной собственности. Двух принятых постановлений правительства (о государственном учете результатов научно-технической деятельности и о порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности) министру показалось недостаточно, и он выразил надежду на принятие четвертой главы Гражданского кодекса. С вводом ее в действие разработчики смогут безвозмездно получать права на результаты своего интеллектуального труда, полученные за счет государственного бюджета, и это будет главной мотивацией для развития инновационного сектора.

Он отметил и большую разобщенность инновационного сектора.

«Каждый возделывает свою ?делянку? по своим правилам, — сказал Фурсенко. — У нас, например, проблема сегодня даже со статистикой. Мы не можем собрать информацию о том, как финансируются такие приоритетные направления, как информационные технологии, науки о жизни, нанотехнологии».

Это связано с тем, что нет реальной координации работ; отсутствует орган, который бы эту координацию осуществлял.

В своем выступлении Фурсенко выделил три опасности для инновационного сектора.

Первая опасность — это закрытость образования и науки: «Они в основном как сами себе ставили задачи, а потом проверяли, как эти задачи выполнены, так и продолжают их ставить и проверять».

Вторя опасность, по его мнению, заключается в увлечении модными словами. В черный список министра попали «инновации», «венчур» и «нанотехнологии».

«Ощущение такое, что если мы провозглашаем, что занимаемся первым вторым или третьим, то уже одно это является если не гарантией, то достаточно серьезным условием успеха, — заявил глава Минобразнауки. — Надо понимать, что иероглифы важны, но сами по себе проблем не решают».

Наконец, третья опасность, которую выделил министр, заключается в финансировании чисто рыночных проектов за счет бюджета. Фурсенко отметил, что просьба не финансировать венчурные проекты на продвинутых стадиях исходит от венчурных капиталистов.

«Абсолютно ясно, что бюджетные деньги являются дешевыми и любой разработчик, имеющий шанс получить средства из бюджета, никогда ни при каких обстоятельствах своей собственностью делиться (как обычно происходит при взаимодействии с венчурными капиталистами. — П. К.) не будет, а это ломает нормальный рынок, — сказал Фурсенко. — Это очень серьезная опасность».

Но, по его словам, часто государство идет на то, чтобы выделять бюджетные деньги на такие вещи ради получения «историй успеха», финансируя проекты, которые являются по его определению «рыночными».