SAP и Market-Visio провели масштабное исследование, посвященное развитию российского бизнеса и роли ИТ в этом развитии

Во второй половине 2005 года представительство SAP и аналитическое агентство Market-Visio Consulting/Gartner провели изучение того, как российские компании видят дальнейшее развитие своего бизнеса и какова, по их мнению, роль ИТ в этом процессе. Результаты исследования были опубликованы в конце января.

В опросе участвовали руководители ИТ, и топ-менеджеры, отвечающие за формирование стратегии компании, 115 ведущих российских предприятий крупного и среднего бизнеса. Выборка включала компании из 22 отраслей экономики. Компании были разбиты на две группы: средний бизнес (с оборотом от 100 до 500 млн. евро, 80 предприятий) и крупный (с оборотом свыше 500 млн. евро, 35 предприятий).

Исследование показало, что средние предприятия, осознают важность адекватного построения бизнес-процессов, достижения их прозрачности и стабильности. Самыми значимыми процессами были названы планирование и бюджетирование, управление производством и сбытом. Те же бизнес-процессы были отмечены в списке наиболее выигрывающих от автоматизации.

Представители предприятий крупного бизнеса в качестве приоритетов указали рост доли рынка, повышение рентабельности за счет управления затратами, а также формирование прозрачности и управляемости бизнес-процессами. При этом ключевыми бизнес-процессами были названы внутренняя кооперация, в том числе между географически распределенными подразделениями, планирование и бюджетирование, управление производственными процессами, а также управленческая отчетность. С точки зрения отдачи от автоматизации управление производством заняло первое место. При этом, по словам менеджера по анализу рынка департамента маркетинга SAP СНГ Станислава Семененко, электронные методы ведения бизнеса не являются для предприятий приоритетными.

Из десяти факторов, формирующих конкурентное преимущество компании и представленных респондентам в качестве возможных ответов, пять оказались наиболее важными для обоих сегментов, но получили разные оценки. Руководители крупного бизнеса основными источниками конкурентного преимущества назвали брэнд, человеческие ресурсы, инновации, специализацию, уникальное предложение продуктов. Представители среднего бизнеса распределили приоритеты несколько в другом порядке: человеческие ресурсы, брэнд, уникальное предложение продуктов, специализация, инновации.

При внедрении информационно-управленческой системы представителями обеих групп были выделены пять основных групп проблем: неприятие со стороны сотрудников — конечных пользователей системы, необходимость сопряжения приложений с новым программным обеспечением, увеличение зависимости бизнеса от информационной системы, повышение издержек компании, несоответствие системы ожиданиям.

Как отметил Семененко, в ходе исследования выяснилось, что все предприятия-респонденты имеют программу ИТ-планирования. И хотя внутренние разработки продолжают использоваться, компании все чаще задумываются о таком стратегическом шаге, как комплексное внедрение информационных систем. Основным критерием выбора информационной системы при этом часто становится качество работы конкретной команды внедренцев, наличие у нее успешных проектов. Цена же системы среди критериев находится на последнем месте.