Network World, США

Крупные компании меняют стиль аутсорсинга

Изучение крупнейших сделок показывает, что в последнее время все больше компаний заключают контракты на аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO), в соответствии с которыми они передают в ведение подрядчика одну из функциональных областей, таких как управление персоналом или логистика. Повышение числа сделок BPO сопровождается снижением аутсорсинга традиционных ИТ-услуг.

По словам Дэвида Тэппера, директора по исследованиям ИТ-аутсорсинга, вспомогательных и офшорных услуг в компании IDC, появляются также новые игроки, конкурирующие за крупнейшие контракты аутсорсинга.

Тэппер участвовал в подготовке отчета IDC по изучению 100 крупнейших контрактов аутсорсинга, подписанных в 2004 году. В нем подробно рассмотрены такие ключевые показатели, как сумма договора, вид услуг, доли подрядчиков и виды деятельности.

Общая сумма 100 крупнейших контрактов аутсорсинга несколько снизилась с 69,1 млрд. долл. в 2003 году до 68,3 млрд. долл. в 2004 году. Минимальная сумма сделки выросла на 5% и составила 184 млн. долл.

По сравнению с 2003 годом доля BPO-контрактов возросла с 15,2% до 25% от общей суммы. За тот же период доля сделок ИТ-аутсорсинга упала до 75% от общей суммы контрактов.

Тэппер указывает на некоторые изменения в области аутсорсинга, причиной которых явилась необходимость в снижении затрат и повышении производительности, испытываемая компаниями.

Другая ключевая тенденция, которую отмечают в IDC, известна как «мультисорсинг» (multisourcing). Это тактика распределения работ среди нескольких аутсорсеров. Из 100 крупнейших контрактов мультисорсинг составляет 15,9 млрд. долл. или 23,3% от общей суммы. В числе организаций, заключивших более одной из 100 крупнейших сделок аутсорсинга, Министерство здравоохранения Великобритании. Им были подписаны контракт BPO на 465 млн. долл., контракт по аутсорсингу информационных систем на 1,6 млрд. долл. и контракт по аутсорсингу обслуживания сетей и настольных компьютеров на 1 млрд. долл. Кроме того, в этом списке — Deutsche Bank, разделивший 2,58 млрд. долл. между двумя подрядчиками, и Bank of America, привлекший трех подрядчиков за 2,37 млрд. долл.

По мнению Тэппера, число компаний, использующих мультисорсинг, будет расти, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Одну из наиболее крупных сделок выборочного аутсорсинга можно ожидать от компании General Motors, которая имеет многомиллиардный контракт с EDS, истекающий в 2006 году.

Для компаний, осуществляющих радикальные преобразования, например сетей, приложений и бизнес-процессов, модель мультисорсинга имеет смысл. Трудно ожидать, что один подрядчик будет располагать опытом и ресурсами для осуществления преобразования во всех областях.

Но с финансовой точки зрения мультисорсинг порождает множество вопросов. Как отмечает Тэппер, с каждым подрядчиком связаны определенные административные издержки.

Кроме того, выборочный подход к аутсорсингу плохо сочетается с общей тенденцией к интеграции систем и процессов.

«В долгосрочной перспективе проблема состоит в том, что мы переходим к более интегрированной модели. Наши приложения все теснее объединяются друг с другом, они работают в интегрированной сети, наши клиентские устройства становятся многофункциональными, так кто же будет отвечать за уровень обслуживания?» — говорит он.

Возможно, предполагает Тэппер, более распространенными станут сделки на основе новых моделей обслуживания, в частности коммунальные вычисления и «программное обеспечение как сервис». Такой подход позволяет компаниям проверить новые модели обслуживания, не заключая полномасштабных контрактов аутсорсинга и не прерывая текущей работы.

Некоторые компании уже подписали контракты аутсорсинга с участием нескольких подрядчиков и инновационными моделями обслуживания. Например, компания DuPont имеет традиционные контракты ИТ-аутсорсинга с Accenture и CSC, контракт BPO с компанией Convergys и использует программный инструментарий CRM, предоставляемый Salesforce.com.

Тенденция мультисорсинга сопровождает спад в области так называемых мегасделок — контрактов на сумму более 1 млрд. долл. В 2003 году были заключены 24 мегасделки против 19 в 2004. А число сделок на сумму от 500 до 999 млн. долл. возросло до 29,7% от суммы крупнейших 100 контрактов по сравнению с 15% в 2003 году. Большая их часть пришлась на долю CSC, которая в 2004 году заключила четыре из этих 19 сделок.

Число подрядчиков, выигравших крупнейшие 100 контрактов, увеличилось с 26 в 2003-м до 34 в 2004 году. Наиболее удачливой среди них оказалась корпорация IBM, заключившая 21 из этих 100 контрактов. За ней следуют CSC (8 контрактов), EDS (7), Atos Origin (6), Hewlett-Packard (6) и Accenture (5).


Факторы

Аналитики IDC выделяют три ключевых движущих фактора развития бизнеса, которые обусловили широкое распространение аутсорсинга бизнес-процессов:

  • Управление затратами. Как отмечается в отчете IDC, в компаниях хотят большей прозрачности затрат, лучшего понимания факторов стоимости и более эффективного управления эксплуатационными затратами, связанными с аутсорсингом бизнес-процессов.
  • Концентрация внимания на главных направлениях. Компании как никогда раньше концентрируют ресурсы на деятельности, связанной с их основной миссией и конкурентными преимуществами, отвлекаясь от второстепенных технических вопросов.
  • Управление рисками. Здравомыслящие руководители компаний сокращают финансовые, технические и организационные риски благодаря привлечению специальных знаний и опыта поставщиков услуг.