Система защиты от спама «Лаборатории Касперского» установлена еще у одного участника рынка Internet-услуг

Компания «ПетерСтар», один из крупнейших Internet-провайдеров Санкт-Петербурга, в начале декабря установила на своих почтовых серверах защиту от спама, созданную на базе программного комплекса Kaspersky Anti-Spam для Unix, разработанного в «Лаборатории Касперского». Первые недели работы системы в режиме опытной эксплуатации показали ее достаточно высокую эффективность. Однако наступления перелома в борьбе со спамом с помощью подобных заслонов ни поставщик решения, ни «ПетерСтар» не ожидают.

По словам Александра Симакина, менеджера группы эксплуатации телематических услуг отдела станционных сооружений компании «ПетерСтар», о том, как защитить своих клиентов от спама, в компании задумались еще в марте 2001 года, вскоре после начала деятельности по предоставлению доступа в Internet. Однако к подбору конкретного решения в компании приступили лишь в начале 2004 года.

«Через полгода в качестве поставщика мы выбрали компанию ?Ашманов и Партнеры? и вместе с ее специалистами осуществляли доработку имеющегося решения под наши запросы, — пояснил Симакин. — А после того как летом 2005 года ее технологию фильтрации спама приобрела ?Лаборатория Касперского?, продолжили работу уже с представителями последней».

Проблема пока решена

Результаты первой недели использования фильтра показали, что из 1,5 млн. электронных писем, обрабатываемых почтовыми серверами «ПетерСтар» в среднем за сутки, более 70-80% классифицированы как спам. Некоторые нежелательные для пользователей сообщения все же проходят через заслон, но их количество снизилось более чем на порядок. Жалоб на то, что фильтр ошибся и задержал не те сообщения, пока провайдеру не поступало.

Итак, для клиентов «ПетерСтар», за исключением корпоративных, которые имеют собственные почтовые серверы, проблема спама фактически решена. Правда, есть опасения, что это лишь временная победа. Когда подобные заслоны будут установлены у большинства крупнейших отечественных провайдеров и на многих корпоративных почтовых серверах, спамеры начнут искать способы преодоления этого барьера. Нельзя исключать, что у них это получится, потому что они хорошо мотивированы.

Только лояльность

Не ясно, есть ли мотивация устанавливать достаточно дорогостоящие и эффективные системы у самих провайдеров. Они тратят приличные деньги и сразу же сокращают свои доходы, поскольку спам — оплачиваемое клиентами время доступа в Internet, которое необходимо для его загрузки. При этом трафик, за который платят сами провайдеры, не изменяется, поскольку спам в тех же объемах приходит по внешним каналам на почтовый сервер. Симакин утверждает, что потерь в этой связи «ПетерСтар» не ощущает, поскольку приходящийся на электронную почту трафик незначителен по сравнению с общим трафиком пользователей. В Сети гораздо больше времени тратится на просмотр Internet-страниц, чем на получение сообщений. При этом, как показывает практика, пользователи не сокращают свои затраты даже при явном снижении тарифов на доступ. Они начинают больше «сидеть» в Internet.

«ПетерСтар» выигрывает вследствие повышения лояльности клиентов и расширения клиентской базы за счет улучшения качества обслуживания. Эта выгода должна перевесить все затраты и возможные мизерные потери. Однако конкретные сроки окупаемости в данном случае очень сложно просчитать.


«Черный трафик» в 2005 году

Доля так называемой «легитимной» корреспонденции составляет 17% от всего входящего SMTP-трафика, при этом 60-70% этих писем — также спам.


«Черные списки» доминируют

Интеллектуальные решения по защите от спама (наподобие системы, установленной в «ПетерСтар») еще не получили широкого распространения. Согласно информации «Лаборатории Касперского», программный комплекс Kaspersky Anti-Spam установили также Mail.Ru, Pochta.Ru, «РТКомм», «Мастерхост», РБК, «Центел» и некоторые другие компании. В то же время региональные провайдеры не испытывают особой необходимости в защите почты, поскольку большинство домашних пользователей имеют ящик на одной из бесплатных почтовых служб, которых немного, и почти все они защищены от спама.

Генеральный директор «ПетерСтар» Виктор Кореш говорит, что отечественные Internet-провайдеры чаще используют «черные списки», основанные на жалобах самих клиентов. Они бесплатны, менее требовательны к ресурсам, правда, и эффективность «списков» не очень высока. Действие подобных фильтров зачастую проявляется не в заметном сокращении спама, а в исчезновении сообщений вполне добропорядочных отправителей.

Логичным шагом выглядит установка более эффективной защиты хотя бы у всех крупнейших провайдеров. Однако и в этом случае вряд ли можно рассчитывать на существенный прогресс. По словам Анны Власовой, руководителя группы спам-аналитиков компании «Лаборатория Касперского», в 2006 году ожидается вытеснение спама из электронной почты и освоение спамерами новых сфер (например, через SMS). Результат внедрения систем, которые обеспечивают защиту пользователей от нежелательной массовой рассылки, будет заметен, но произойдет лишь незначительное снижение доли спама в общем объеме сообщений.