Если вопрос о государственном финансировании ИТ-парков пока повис в воздухе, то работа по созданию механизма особых экономических зон идет своим чередом

В проекте федеральной инвестиционной программы на развитие особых экономических зон (ОЭЗ) в 2006 году заложено 8 млрд. рублей. Эти средства выделены на разработку проектной документации, а также начало строительства (или реконструкции) инженерной и транспортной инфраструктуры. У руля этой деятельности стоит Юрий Жданов, назначенный руководителем Федерального агентства по управлению ОЭЗ. Ранее он занимал должности начальника Академии МВД, замминистра экономического развития и торговли, первого заместителя председателя Государственного таможенного комитета, председателя совета директоров инвестиционно-строительной группы компаний «СУ-155». С мая прошлого года в качестве помощника премьер-министра Михаила Фрадкова курировал работу по подготовке и принятию закона «Об особых экономических зонах в РФ».

До конца 2007 года построение инженерной и транспортной инфраструктуры ОЭЗ в основном должно быть завершено. Затраты на эти цели в 2006-2008 годах составят приблизительно 24,4 млрд. рублей, из них более половины — расходы федерального бюджета — 13,2 млрд. рублей, расходы бюджета субъектов РФ — 11,2 млрд. руб. Предполагается, что бюджетные вложения окупятся за пять-семь лет. При этом ожидается, что уже со второй половины 2006 года начнется строительство (реконструкция) производственных зданий за счет инвесторов и резидентов ОЭЗ.

Из 72 поданных на конкурс заявок в ближайшее время в зоны превратятся шесть. Две промышленно-производственные зоны будут расположены в Липецкой области, где ведется производство бытовой техники и комплектующих для нее, и в Елабуге, где планируется развивать производство автокомпонентов, автобусов и бытовой техники, а также химическое производство. Остальные четыре ОЭЗ относятся к категории технико-внедренческих: в подмосковных Дубне и Зеленограде, в Санкт-Петербурге и Томске.

Предполагается, что резидентами «ИТ-парковой зоны» в Дубне станут 35 компаний, в том числе «Научно-исследовательский институт молекулярной электроники и завод «Микрон», «Прогресс?тех», корпорация AMD и Luxoft. В этой ОЭЗ планируется развивать производство программного обеспечения, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых (в том числе композиционных) материалов и изделий из них; технологии энергосбережения и альтернативную электроэнергетику. Запланировано также проведение исследований в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Ожидается, что к 2012 году будет создано свыше 13 тыс. рабочих мест. Затраты на создание инфраструктуры составят около 2,5 млрд. рублей, из них 1,6 млрд. рублей (65%) — средства федерального бюджета. При этом расчетная величина доходов бюджетов всех уровней от деятельности данной ОЭЗ в период с 2006-го по 2018 год составляет примерно 42 млрд. рублей.

Основные резиденты зеленоградской зоны — «Ангстрем», «Завод ?Компонент?», Научно-исследовательский центр «Микроэлектронные системы и автоматизация исследований», НТ МТД, «Элма» и «Элвис-Плюс», всего 31 компания. На ее территории предусматривается разрабатывать и осваивать изделия микросистемотехники, интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации; биоинформационных и биосенсорных технологий, а также организовать сверхточную сборку электронной аппаратуры. К 2025 году планируется создание более 15 тыс. рабочих мест. Инфраструктурные расходы в этом проекте составят около 5 млрд. рублей, половина из них будет выделена из федерального бюджета. Расчетный доход бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ в Зеленограде с 2006-го по 2025 год составляет около 40 млрд. рублей.

В числе основных резидентов санкт-петербургской зоны — Alcatel, Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе и «Завод им. Козицкого», всего 51 компания. Здесь планируется сосредоточиться на производстве программных продуктов; средств связи и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики; медицинской техники, создании аналитических приборов. К 2010 году намечено создать 12 тыс. рабочих мест. Расходы на создание инфраструктуры ОЭЗ составят около 1,5 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 0,76 млрд. рублей (51%). Предполагаемые доходы бюджетов от деятельности данной ОЭЗ с 2006-го по 2018 год составят около 25 млрд. рублей.

Больше всего резидентов наметилось в томской ОЭЗ — 65 компаний. Крупнейшие из них — ВАВС, «Сибур», «Фазотрон» и НПО «Вирион». Здесь планируется развивать ИКТ, технологии производства новых материалов и нанотехнологии, био- и медицинские технологии. К 2015 году ожидается создание более 10 тыс. рабочих мест. Инфраструктурные затраты составят около 1,9 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета — 1,3 млрд. рублей (70%). Бюджетные доходы от томской зоны в период с 2006-го по 2025 годы оцениваются в 70-90 млрд. рублей.

В декабре 2005 года утверждено положение об экспертном совете по технико-внедренческим ОЭЗ, который будет оценивать бизнес-планы потенциальных резидентов ОЭЗ.

Утешением некоторым проигравшим конкурс на получение налоговых преференций может служить предложение МЭРТ начать в 2006 году формирование сети технопарков в сфере высоких технологий. В Новосибирске специализацией технопарка станут информационные и биотехнологии; в Тюмени — разработка технологий поиска, добычи и оборудования для добычи углеводородов; в Казани — технологии химического и нефтехимического производства; в Сарове Нижегородской области — информационные, экологические и энергетические технологии, а также разработка медицинской техники; и в Обнинске — биотехнологии, фармакология и создание новых материалов.

Не исключено, что давление «сверху» — со стороны премьер-министра или самого президента — или необходимость быстро предъявить результаты «поддержки ИТ-отрасли» все-таки заставит МЭРТ и Минфин уладить разногласия с Мининформсвязи. Тогда появится и программа развития ИТ-парков, не привязанных к каким-либо «зонам», и венчурный фонд, посредством которого государство сможет их финансировать, подавая пример частным инвесторам. Вот только случиться это может нескоро, если будет решено сначала посмотреть, чем закончится очередной эксперимент с ОЭЗ.


Хроника событий

5 декабря 2004 года президент России Владимир Путин посетил индийский город Бангалор

11 января 2005 года на совещании в Новосибирске президент дал поручение Мининформсвязи, Минфину и Минэкономразвития подготовить к 1 марта законопроекты для создания технопарков и развития ИТ

10 марта правительство одобрило Проект закона «Об особых экономических зонах» в целом в конце апреля проект закона об ОЭЗ внесен в Государственную думу Российской Федерации

10 июня состоялось первое чтение закона об ОЭЗ в Государственной думе Российской Федерации

22 июня Мининформсвязи внесло в правительство проект государственной программы «Создание в РФ технопарков в сфере ИТ» в конце июня правительство получило распоряжение Путина о создании «Российского инвестиционного фонда технологий и инноваций» (государственного венчурного фонда)

8 июля закон об ОЭЗ принят в Государственной думой Российской Федерации во втором чтении

13 июля закон об ОЭЗ одобрен Советом Федерации

22 июля закон об ОЭЗ подписан президентом; указом президента создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

28 июля руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами назначен Юрий Жданов

19 августа правительство утвердило положение «О Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ»

13 сентября постановлением правительства утверждены правила оформления и подачи заявок на создание особых экономических зон и положения о проведении конкурса по их отбору

28 ноября состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору заявок, определившее шесть победителей

9 декабря приказом министра экономического развития и торговли Германа Грефа утверждено положение об экспертном совете по технико-внедренческим ОЭЗ

15 декабря правительство утвердило положение о наблюдательном совете ОЭЗ