Инновации в образовательном процессе означают ориентацию на новые результаты

«Если наши отличники становятся несостоявшимися в жизни, надо что-то менять», — такая мысль прозвучала в ходе круглого стола, посвященного разработке образовательного контента. Это мероприятие прошло в рамках конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2005), в которой приняли участие около 600 представителей образовательных организаций, свыше половины из них — вузы.

Инновации в образовательном процессе означают ориентацию на новые результаты. Информатизация образования — повод изменить сложившиеся отношения «учитель — ученик», а следовательно, и результат их взаимодействия. Электронный контент полезен отнюдь не в любой ситуации, но это слабое утешение, когда менее 20% программ общеобразовательной школы поддержано цифровыми ресурсами и методиками их использования.

Олег Белайчук: «Не надо соревноваться с компьютерными играми во внешней привлекательности»

Обычный учитель не читает прогрессивных стандартов и новейших программ, он работает с учебником. Как заставить его отказаться от привычных способов работы, которые мешают двигаться дальше и ему, и его ученикам? Почему на Западе так распространены простейшие компьютерные тесты? Потому что это дешево и, по мнению некоторых участников круглого стола, чрезвычайно эффективно для проверки усвоения материала.

На создание условий, которые подтолкнут к инновациям даже самых ленивых педагогов, нацелен стартовавший весной 2005 года проект «Информатизация системы образования». Основной акцент в ИСО делается на содержании образовательных Internet-ресурсов. Проект реализуется Национальным фондом подготовки кадров на средства займа, предоставленного России Международным банком реконструкции и развития. Изначально задуманный как дополнение к ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды», которая нацелена в основном на решение инфраструктурных задач, проект вырос в самостоятельную программу. Размер займа МБРР составляет 100 млн. долл. Еще 33,5 млн. долл. добавит к финансированию проекта российская сторона: 10,9 млн. будет выделено из федерального бюджета и 22,6 млн. долл. — из источников, найденных регионами, где будет реализовываться проект. Примерно 30% средств планируется потратить на создание новых образовательных ресурсов и только 15-20% составят затраты на аппаратную часть.

В результате реализации ИСО планируется создать общенациональную коллекцию, включающую более 75 тыс. цифровых образовательных ресурсов. В том числе появятся межпредметные коллекции изображений произведений культуры и карт, как в графическом виде, так и в виде объектов геоинформационной системы. В придачу к ним будет разработано свыше 150 учебно-методических комплексов нового поколения по основным школьным предметам.

Сферу начального профессионального образования проект затрагивает лишь частично, ограничиваясь внедрением ИКТ в обучение по наиболее востребованным на рынке труда специальностям, список которых в каждом регионе свой. Предполагается разработать не менее трех методических комплектов из 14 дистанционных профильных курсов, обеспечивающих возможность получения профессионального образования для учащихся отдаленных районов.

Что касается кадрового потенциала, то ИСО предусматривает не только обучение новым технологиям более 400 тыс. педагогов, в том числе специалистов в области педагогического дизайна, но и построение системы их регулярной консультационной поддержки по вопросам применения ИКТ в учебном процессе. В рамках проекта будут разработаны типовые модели информатизации образования для регионального, муниципального и школьного уровней, а также технологии их тиражирования. Муниципальные методические службы в пилотных регионах ожидает модернизация.

Этап первый

Проект разбит на два этапа продолжительностью по три года каждый. На первом этапе в нем будут участвовать семь пилотных регионов, по одному в каждом федеральном округе: Республика Карелия, Ставропольский, Красноярский и Хабаровский края, Калужская, Челябинская и Пермская области. На втором, который начнется летом 2008 года, регионов-участников станет не меньше 20. Уже в этом году в каждом регионе должна быть сформирована система поддержки, состоящая из координационного и межшкольных методических центров, а с 1 января 2006 года 232 таких центра заработают в штатном режиме, проводя обучение и консультирование учителей.

Кроме того, в 2005 году должен быть проведен конкурс на разработку инновационных учебно-методических комплексов. Один из критериев инновационности — продукт должен увеличивать самостоятельность ученика. В текущем году планируется также запустить механизм апробации цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых в рамках проекта.